Закончился учебный год. Выпускникам ещё предстоит пережить сдачу экзаменов и поступление в вузы и техникумы.
О том, какие запросы мам и пап вызывают у ребёнка протест и отчаяние, размышляет детский психолог, руководитель телефона доверия Кемерова Ольга Рублёва.
Родители-диктаторы
Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Ольга Петровна, в СМИ прошла новость, что у одиннадцатиклассницы случился нервный срыв из-за страха перед экзаменами. Оказалось, что девочка даже ходит к психотерапевту, чтобы повысить свою самооценку. Как наладить с ребёнком контакт, чтобы не было подобных случаев?
Ольга Рублёва |
Ольга Рублёва: Если к выпускному классу у родителей нет контакта с ребёнком, вряд ли его можно наладить. Это процесс очень длительный, требующий больших вложений времени, терпения и сил. Об этом нужно думать заранее: интересоваться жизнью ребёнка и научиться слушать его рассказы без саркастических оценок и замечаний.
Если вы хотя бы один раз обесцените его проблемы, он больше никогда к вам не подойдёт и ничего рассказывать не будет. Он либо найдёт кого-то, кто его выслушает без всяких оценок (только не факт, что это будет социально благополучный человек), либо будет тяжело и долго переживать всё это сам. Это касается и подготовки к экзаменам.
Как правило, первая волна звонков на «телефон доверия» с тревогой о сдаче выпускных экзаменов и от самих детей, и от их родителей начинается осенью. В сентябре на общем собрании учителя «заряжают» родителей информацией, что дети должны быстрее определиться с выбором профессии и с предметами, которые будут сдавать. Вот здесь часто и возникает конфликт интересов между родителями и детьми.
Звонит, например, женщина и говорит про сына: «Он же жизни не знает и ничего не понимает. Говорит, что хочет стать инженером. Да что он там будет зарабатывать? Я считаю, что нужно идти в юристы или стоматологи. А он не слушает!» Начинаю спрашивать, что ребёнок любит, чем увлекается, а мама не знает. Почему же тогда вы решили, что сын благополучно освоит профессию юриста или тем более стоматолога? А она твердит, что лучше знает, какую профессию ему осваивать, потому что много прожила, а «этого сопляка слушать не будет». Это в корне неправильно.
Представьте, как страдает самооценка ребёнка от таких директивных установок? Откуда у него возьмутся силы и желание готовиться к экзаменам, если столько энергии тратится на противостояние с мамой? Возникнет только напряжение, близкое к нервному срыву, и неприязнь к родителям.
Крайности воспитания
– Директивных родителей, к сожалению, много. Всё, что не реализовали в своё время сами, они пытаются воплотить в детях. Но это обычно приводит или к острой реакции протеста, или к тому, что вырастет подавленная ведомая личность.
Если чадо протестует, часто мамы и папы начинают сравнивать его с другими детьми, которые «слушаются родителей». Этого вообще делать нельзя, потому что сравнениями вы обесцениваете собственного ребёнка, принижаете его. Как итог, низкая самооценка, масса комплексов и проблем, а также утрата уважительного отношения к собственным родителям.
Нередко дети не хотят идти в 10-й класс, но родители их заставляют
Звонит однажды девочка и с иронией спрашивает: «А ваши дети уже закончили школу? Они тоже сдавали ЕГЭ? И вы тоже им диктовали, куда поступать и кем стать?» Я рассказала, что младшая дочь сдавала ЕГЭ, но с выбором профессии определилась сама. Тогда девочка перестала иронизировать и сообщила, что очень хотела после девятого класса поступить в техникум на парикмахера. Мама категорически отрезала: «Ты что, меня хочешь опозорить?»
В итоге школьница пошла в десятый класс, а у неё плохо идёт математика. Родители отдают деньги репетирам и злятся, что знаний больше не становится. Девочка задаёт вопрос: «Что плохого было в том, если бы я получила профессию, о которой мечтаю?» Но любые её разговоры на эту тему вызывают у мамы агрессию.
К сожалению, часто бывает, что социальный статус у родителей перебивает реальную заботу о детях. Им важнее, как они будут выглядеть в глазах окружающих, а о том, как при этом себя будут чувствовать их собственные дети, не задумываются.
Есть другая крайность – абсолютное безразличие. Недавно был звонок от 16-летней девочки. Разговор она начала с того, что её бросил молодой человек. Он немного старше её, и они жили вместе почти два года. Я спросила, как к этому отнеслись родители. Оказалось, что папу она не знает, а мама привезла её два года назад к сестре и «забыла». Сказала: «Ты живи у неё, а у меня своя личная жизнь». В итоге ребёнок остался даже без школьного образования.
Сейчас девочка решила вернуться к учёбе. Сестра была готова оформить над ней опеку, но та выбрала другой вариант, который предложили в опекунском совете: уйти в детский дом и доучиться в вечерней школе.
Нет ничего хуже отвержения родной матери. Оно формирует установку ненужности (иногда даже самому себе), что тоже приносит острую душевную боль и порой доводит до отчаяния.
Лето – для отдыха
– Как быть с теми, кому только предстоят экзамены? С десятиклассниками, к примеру. Как организовать лето?
– Как-то позвонил очень расстроенный и разочарованный мальчик. Он так ждал каникул, мечтал, что отдохнёт. Но родители наняли трёх репетиторов и сказали, что летом это дешевле, поэтому он будет заниматься. Поставили большой крест на всех мечтах и надеждах. Изменить мнение и установки родителей в такой ситуации мы не можем, поэтому работаем с ребёнком над тем, чтобы он попробовал посмотреть на ситуацию с другой стороны. Предлагаем придумать интересные занятия после уроков с репетитором, чтобы переключаться и хотя бы частично компенсировать потраченное не по его планам время.
– Принято считать, что ЕГЭ – это колоссальное напряжение для детей. Но ведь и раньше экзамены сдавали, и тоже истерики были, и переживали все. Причём сначала сдавали в школе, а потом ещё в университете. А сейчас нужно помучиться один раз. Как вы считаете, что изменилось, кроме появления металлоискателей?
– Изменился подход учителей. По моим наблюдениям, вся эта невротизация начинается именно с учительского уровня. На собраниях учитель накручивает родителей, а те потом приходят домой и накручивают детей. В итоге получается двойное давление на школьников. Это не самое хорошее в нашем образовании, но это есть.
Раньше было просто: не сдал, спокойно пришёл и пересдал. Сейчас с пересдачами сложнее, что тоже заставляет понервничать. Плюс у наших детей подросли амбиции. Многие мечтают уехать в крупные города, родители их в этом поддерживают и настраиваются на получение высоких баллов и успешное поступление. От этого у детей формируется страх неоправданных ожиданий. Амбиции – это неплохо. Но всегда нужно продумывать и запасной вариант. Имея альтернативу, дети меньше будут переживать за то, что их ожидания (а чаще ожидания их родителей) могут не оправдаться. Это уменьшит напряжение.Не всегда бывает виноват учитель, об этом тоже нужно помнить. Порой и сами дети бывают школьными тиранами.
Как общаться с учителем?
– Как реагировать на это детям и что делать родителям? Идти в школу и скандалить?
– У коллеги был звонок: мальчик-девятиклассник рассказывал, что учитель математики не занимается предметом, не учит решать примеры, а натаскивает на тесты. Тем, кто не справился, говорит: «Собралось стадо придурков». Представляете, в каком эмоциональном заряде находятся дети? Такие звонки сложны тем, что встаёт проблема: как не уронить ещё больше авторитет учителя, не усилить неуважение к нему? Ведь тогда ребёнку будет только хуже. Стараемся снизить остроту, направить к тому, что нужно поменять своё отношение к проблеме.
Если говорить о родителях, уверена – скандалы точно устраивать не нужно. Сначала спокойно разберитесь в ситуации. Не всегда бывает виноват учитель, об этом тоже нужно помнить. Порой и сами дети бывают школьными тиранами. Но если всё же педагог такой, как о нём рассказывает ваше чадо, попробуйте спокойно поговорить с ним, высказать свои пожелания. И предупредите: если он не скорректирует своё поведение, вы будете вынуждены пойти к руководству.
Ведь ваша задача защитить своего ребёнка, в том числе от чрезмерного эмоционального давления. Не уверена, что учитель изменит своё поведение, но может сбавить обороты. Не вышло – идите выше. Но главное, чтобы жалоба была объективной. И не забывайте общаться со своим ребёнком, чтобы помочь ему справиться со всеми школьными проблемами.