Заставят жениться и заниматься сексом. В страхе от таких перспектив кузбасский второклассник сбежал из дома. Детский психолог рассказал kuzbass.aif.ru, чем опасно агрессивное навязывание стандартов и когда начинать сексуальное воспитание.
Искажённое восприятие
В сентябре в Прокопьевске второклассник сбежал из дома после того, как на уроке «Разговоры о важном» учительница рассказала, что каждый человек должен создать семью и завести детей. Мальчишка ещё летом узнал от приятелей об интимной жизни взрослых. А тут ещё учительница «добила» тем, что семья и дети — обязанность каждого ответственного гражданина. Ребёнок, боясь таких перспектив, собрал вещи и ушёл из дома. Его нашли в парке, вернули. Однако школьник заявил матери, что всё равно сбежит из дома. Потому что, если останется, его потом заставят жениться и заниматься сексом.
После огласки истории некоторые родители стали возмущаться: мол, и сам урок непонятно о чём, и традиционные ценности в школе чересчур навязчиво прививают. Для других это стало поводом задуматься: когда заводить с детьми разговоры о сексе.
«В данном случае, на мой взгляд, нет речи об агрессивном навязывании стандартов, — считает детский семейный психолог Анна Аксенова. — Насколько могу судить по своему опыту, мальчик испытал сильную психотравму. Он же чётко объяснил, что его страх связан с сексом. То есть произошла психотравма именно на эту тему».
Как предполагает специалист, причиной могли стать как отношения между взрослыми в семье, так и увиденный фильм, а, возможно, мальчик стал свидетелем сексуального насилия.
Анна Аксенова не раз сталкивалась с искажёнными реакциями детей, когда те узнавали об интимной жизни взрослых. Например, была ситуация, когда родители пожаловались, что шестилетний сын возненавидел отца, кричал на него: «Не смей трогать маму!» «В разговоре с ребёнком выяснилась банальная ситуация: он зашёл ночью родительскую спальню и увидел, как отец сильно обнимал мать за шею. Он воспринял ситуацию искажённо: испугался, что папа убивает маму. Такие картины мальчик видел в кино», — вспоминает психолог.
До 10 лет противно
«Есть акселераты, которые рано взрослеют и нормально воспринимают увиденное. А есть такие, кто видение секса в раннем возрасте, особенно до 10 лет, воспринимает как что-то грязное, противное, ужасное. Это чисто детский инстинкт самосохранения», — объясняет специалист. По её словам, как правило, до десяти лет у детей включается биологическая защита на секс. Это им противно, неинтересно, даже опасно. И такое восприятие заложено природой: она защищает детей от ранних связей и от вероятной гибели в результате ранних родов.
Вопрос о том, когда заводить с детьми разговоры о сексе, актуален для родителей. «Спросит сам — поговорите. Не спрашивает пока — не трогайте. Я считаю, оптимальный возраст для таких разговоров — 12-13 лет, не раньше», — говорит психолог. Она вспоминает, как сама узнала об интимной жизни взрослых из книжки для девочек. «Там рассказывалось про анатомию и аккуратно — про секс. И при этом делался акцент на то, что надо сначала учиться, а после строить семью. Такие книжки, соответствующие возрасту ребёнка, полезно держать в доме», — полагает эксперт.
«Главное — не торопиться и не доводить ситуацию до абсурда», — рекомендует Анна Николаевна. Ей встречались родители, которые заводили разговоры о сексе с 3-4-летними детьми. Был и вопиющий случай: папа включал в 8 лет сыну порнофильмы, а на 14-летие вызвал ему проститутку — считал, что так воспитывает настоящего мужчину.
Вернуть семейный урок?
Ситуация со сбежавшим мальчиком вскрыла и другую проблему: как прививать детям нормы? Не только семейные ценности, но и стандарты поведения, повседневные обязанности. Сплошь и рядом дети слышат от взрослых надо и нельзя. «Нотации читать бесполезно — будет только агрессия. Только личным примером доносить! — считает Анна Аксенова. — Ведь ребёнок живёт по методу подражания значимых для него людей. Только сами взрослые должны соответствовать тому, что говорят детям, чтобы не было противоречия».
В школы сейчас многое возвращают из советского прошлого — трудовое воспитание, профориентацию, начальную военную подготовку. В 1980-х старшеклассники изучали этику и психологию семейной жизни. Может и этот урок стоит воскресить? «Вернуть можно, но вопрос в том, кто его будет преподавать. Это как про лекции о вреде курения: дети сходили, послушали, выходят, а лектор сам смолит. Или если в школе ребёнок послушает лекцию про семью, а дома включит телевизор и там всё наоборот — измены, обман, предательство, то это пустая трата времени. А ещё посмотрит на вечно работающих и орущих друг на друга родителей… В итоге уже сегодня мы наблюдаем безрадостную тенденцию у подростков: они не хотят заводить семью. Приходится разубеждать», — резюмирует Анна Аксенова.