Примерное время чтения: 8 минут
123

На старт. Гранты помогают кузбасской молодёжи расширить диапазон мыслей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Кузбассе №32 09/08/2023 Сюжет Кузбасская семья: пусть будет больше детей!
Чтобы молодёжь добилась успеха и реализовала желаемое, её нужно завлечь.
Чтобы молодёжь добилась успеха и реализовала желаемое, её нужно завлечь. / Анастасия Корсак / Из личного архивa

«Понимать молодёжь можно только тогда, когда находишься с ними в одной тусовке, делаешь одно дело, причём делаешь его так же, как делают они. Иначе ты человек «за периметром», - считает учредитель и директор Фонда поддержки и развития молодёжных инициатив «Грааль» Анастасия Корсак. С её помощью за три года молодые лидеры реализовали грантов на сумму более 3 млн  рублей.

Креативные решения задач

Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Анастасия, расскажите о фонде: зачем и когда его создавали?

Анастасия Корсак: Идея родилась во время реализации проекта «Школа неформального юридического образования для родителей «Грааль». Там мы с помощью представителей силовых структур, психолога, который работает с малолетними преступниками, рассказывали о последствиях правонарушений детей, об ответственности родителей. Двум семьям помогли создать новую траекторию поведения детей, стоявших на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних, и избежать уголовного наказания.

Фонд «Грааль» появился в 2021 году, чтобы поддерживать инициативы молодёжных лидеров, развивать проектную деятельность, заявляться на грантовые конкурсы и реализовывать проекты. Он объединяет молодёжь: ребята могут придумать идею, создать команду, написать проект, отправить проектную заявку на конкурс, выиграть грант и реализовать этот проект.

Можно сказать, что фонд «Грааль» - это коворкинг-центр для любых молодёжных общественных деятелей и организаций, любых инициативных людей, у которых есть интересные идеи, но они не знают, как их воплотить в жизнь. Мы ищем креативные решения, привлекаем партнёров и спонсоров.

- Какие молодёжные инициативы вы уже помогли реализовать? С чем к вам приходят ребята?

- В июне 2023 года завершился яркий творческий проект Школа креативного режиссёра для нережиссёра Fonera. Мы выиграли грант 370 тыс. руб.

Непрофессиональных режиссёров (обычных педагогов, студентов-активистов) - «нережиссёров» мы учили использовать в творческих постановках простые приёмы современных праздников, которые можно подсмотреть по телевизору и применить у себя на маленькой сцене техникума или колледжа. Например, на мастер-классе по режиссуре творческих номеров выступление исполнителя песен под гитару улучшили так: вывели на сцену много студентов и добавили к тихому голосу певца плюсовую фонограмму на припев, который спели и все студенты. Получилось зрелищно и ярко, хоть и под «фанеру».

Чей это был запрос? Творческих лидеров студсоветов области, которые говорили нам, что хотят делать интересные праздники. Родилась идея собрать по несколько активистов из всех кемеровских техникумов и колледжей и провести серию мастер-классов азам режиссёрского искусства. А они, уже обученные, применят знания в своих альма-матер. На деньги гранта мы купили ноутбук, колонку, изготовили брендированную одежду для участников, поощрили спикеров, накормили всех, сделали два видеоролика, множество фото­графий и т. п.

В другом проекте - «Коворкинг центр «Координатор», задачей было провести тренинги по «прокачке» лидерских навыков у волонтёров, чтобы подготовить команду для волонтёрского корпуса крупных событий региона. Несколько координаторов в итоге стали организаторами волонтёрских групп на международных играх «Дети Азии», окружном образовательном форуме «Шерегеш» и т. д., а также начали более качественно и результативно работать в добровольческих отрядах в своих учебных организациях.

Мечтают об интересных сюжетах

- Удаётся ли вам понимать молодых людей, и каким образом вы становитесь к ним ближе?

- Я волонтёр с детства. Учась в школе, с удовольствием выполняла роль вожатой: вечерами ходила в родной детский сад играть с дошколятами (раньше была программа «ночёвка в детском саду»). Никто не заставлял, просто хотела помочь любимым воспитателям.

Сначала я выключаю педагога и становлюсь с ребятами на одну горизонталь общения. Важно разговаривать с позиции «равный - равному», оставаясь старшим, но не вступать в панибратские отношения. Стараюсь не давать оценок действиям и ошибкам. Если погорячусь и поругаю кого-то - когда остыну, прошу прощения, предлагаю высказать конструктивную критику в мой адрес. Вместе находим истину: почему возник­ла ситуация недопонимания. Я всегда говорю: главное - не останавливаться, а действовать;  общаться и делать, даже если ошибся, вновь приступать к работе.

Помогает хорошее настроение и подбадривающие фразы типа: «Ну что, лучшие неформалы и лидеры проекта, стартуем покорять вершину новой задачи?!» А потом вместе пьём чай или кофе, смеёмся над казусами, в том числе и над моими.

Часто прошу помочь, особенно с настройкой программ в телефоне, планшете или компьютере, спрашиваю совета. При доверительном общении сокращаем границы личного пространства, так ребята чувствуют свою полезность и компетентность.

- О чём мечтает молодёжь? Какая она, на ваш взгляд?

- Молодёжь мечтает об интересных сюжетах в жизни. Она разная. Один наш победитель гранта, тогда ещё студент, хотел, например, рассказать в режиме «студент - студенту» об опасных юридических ситуациях, про преступления с хранением, употреблением и распространением наркотиков. Его проект «Школа права» выиграл 30 тыс. руб. На них ребятам провели юридические мастер-классы и спортивно-юридическую игру «Захват флага» по типу «Зарницы», но по сюжету фильма «Голодные игры».

Позже тот же автор выиграл грант 110 тыс. руб. на платформе «Росмолодёжь» и провёл первый в Кузбассе молодёжный юридический форум «Фемида». На него приехали команды из всех городов Кузбасса. На деньги гранта изготовили баннеры, блокноты, ручки, форму для организаторов и волонтёров с символикой проекта.

А молодая преподавательница математики реализовала идею изготовления авторских украшений ко Дню Победы из георгиевских ленточек. Мы довели её идею до получения небольшого гранта. Результат: изготовила более 300 штук патриотических украшений, которые студенты-  волонтёры подарили ветеранам во время акции «Мы вместе».

Интересно, что жители городов и сёл отличаются друг от друга: селяне более самостоятельны, лучше понимают, с чего начать, как и что делать, больше приспособлены к реалиям. Горожане немного избалованные и привыкли начинать на имеющейся базе, а она не всегда есть или не всегда подготовленная. Тогда быстро отказываются от своей идеи.

За эйфорией - жёсткие сроки

- Как не давить на детей и стимулировать высказывать свои идеи? Они и так завалены учёбой, домашними заданиями, внеурочными кружками, а тут ещё гранты…

- Ответ я вижу в креативных решениях. Подросток может выбрать идею или тему своего проекта в области его основной учёбы, увлечения либо проблемы из обычной жизни. Тогда включается режим выполнения личных задач. Деньги не надо просить у родителей. Надо получить грант - реальные деньги на реальную идею. Главное, верно всё сделать. Для финансовой грамотности это плюс, для умения выстраивать логику защиты своих идей тоже плюс.

Важно убедить грантодателя в значимости и полезности проекта. Ещё один плюс - умение работать в команде. Очень полезный навык для молодых профессионалов.

Большинство наставников, педагогов, кураторов молодёжи сами не знакомы с грантами. Они порой говорят: «Выучись сначала, потом уже берись за гранты». И обрубают интерес одной фразой.

- Многие родители очень далеки от своих детей. Как понять, чего вообще хочет ребёнок?

- Согласна, родители далеки. Сегодня акцент в воспитании детей важно сделать на диалог с родителями. Чтобы научиться  понимать, чего хочет их ребёнок, нужно научиться правильно «слышать» его поведение. Не бояться позвать на помощь профессионального консультанта. Родителям нужно перестать принимать решения за детей. Все имеют право ошибаться. Важно найти причину любого поворота событий и двигаться дальше.

Грантов это тоже касается: за эйфорией от победы наступают жёсткие сроки реализации проектных задач. Из-за разочарования после проигрыша в конкурсе на получение гранта важно не обижаться на весь мир, а расширить диапазон мыслей, улучшить формулировки своей идеи и снова подавать заявку на различные грантовые платформы. И снова на старт.

Досье
Анастасия КОРСАК. Учредитель и директор Фонда поддержки и развития молодёжных инициатив «Грааль». Родилась в Красноярском крае. Окончила КемГАКИ по специальностям «режиссёр праздников», «преподаватель спецдисциплин». Прошла переподготовку по специальности «менеджмент». Награждена знаком «Доброволец Кузбасса», медалями «За вклад в развитие молодёжной политики города Кемерово» и «70 лет Кемеровской области».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах