140

В класс - как в храм. Трудно ли учителю с современными школьниками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ в Кузбассе №40 06/10/2021

5 октября в России отмечают День учителя. Эта профессия, к сожалению, далеко не престижная, но вместе с тем очень ответственная. Учителя воспитывают наших детей, находятся с ними большую часть времени, влияют на их умы и души.

Каким должен быть современный педагог? Как привлечь внимание детей к учёбе? И зачем учителю гусли? Об этом мы поговорили с учителем русского языка и литературы новокузнецкой школы № 110 Ольгой Исаевой.

Журналист или учитель?

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как минимум на 25%. Молодые специалисты не спешат становиться педагогами, даже если оканчивают вузы по этому профилю. Почему вы выбрали эту профессию и пошли работать в школу?

Ольга Исаева: Гуманитарные предметы мне были близки еще в школе. Я любила русский язык, литературу, историю. Мне очень нравилась творческая атмосфера в нашей школе № 64, талантливые учителя, которые искренне любили своё дело. В выборе профессии учителя большую роль сыграла педагог Любовь Алексеевна Новохатская. Она всегда старалась раскрыть потенциал в каждом ребёнке, помогала найти свою цель, мечту и стремиться к ним, несмотря на любые трудности. Я очень хотела продолжить её работу. Но вместе с тем с 7 класса увлеклась и журналистикой: в юнкоровском детстве, да и сейчас многому училась и учусь у другого мудрого старшего товарища – Лилии Викторовны Горбуновой, журналиста, педагога, наставника.

Поэтому думала стать или учителем, или корреспондентом. Решила, что останусь в Новокузнецке, потому что люблю его, мне хотелось посвятить свой труд родному краю. Поступила в Кузбасскую государственную педагогическую академию (на тот момент она называлась так) на факультет русского языка и литературы. Здесь можно было помимо профессии учителя получить и квалификацию журналиста. Решила, что в процессе обучения выберу, что мне ближе: педагогика или журналистика. И уже после практики в школе твёрдо поняла, что хочу стать именно учителем и передавать свои знания, видение мира детям. А журналистика все равно осталась со мной – ведь я координирую школьный пресс-центр и обучаю азам мастерства юнкоров Лиги молодёжной прессы г. Новокузнецка вместе с Л.В. Горбуновой.

– Помните свой первый урок? Чего опасались? Чему потом научились или какие выводы сделали?

– Мой первый урок прошел в моей родной школе, куда я вернулась после обучения в вузе: русский язык в 5 «Г». Было сложно потому, что он был первым в году и у детей, которые только-только пришли из начальной школы. Конечно, волновалась – теперь я была на уроке одна, а не с учителем, как это было на практике. Готовилась очень долго, так хотелось показать детям всю ценность и важность русского языка! В прошлом году эти ребята выпускались, и на Последнем звонке вспомнили наш первый урок! Мне было очень приятно… Помните стихотворение Роберта Рождественского, где он пишет об учителях, которые утром входят в класс «одни – как в клетку, другие – как в храм»? С самого первого дня я решила, что выберу для себя второй путь.

Фото: Пресс-служба Администрации Кемеровской области

– Во времена СССР собирательный образ школьного педагога выглядел примерно так: возраст от 40-45 лет, высокий уровень культуры и компетенций, работа в одной школе от начала карьеры до ее завершения. А каким должен быть современный учитель?

– Профессия учителя – одна из самых психологически сложных и ответственных, поэтому случайным людям здесь очень трудно. Во-первых, нужно очень хорошо знать свой предмет и быть грамотным с точки зрения правил русского языка, даже если ты совсем не филолог. Во-вторых, нужно всегда быть примером для своих детей: если требуете от них что-то, значит, сами тоже должны это выполнять: к примеру, не опаздывать, держать слово. И, безусловно, нужно очень любить детей, стараться стать для них старшим другом и мудрым наставником. Ещё я стремлюсь относиться к каждому как к личности: стараюсь узнать ребят поближе: что любят, чем увлекаются. Мне это действительно интересно. Дети часто подходят ко мне и делятся своими увлечениями, я с удовольствием смотрю, поддерживаю, иногда что-то советую.

С чего начинается авторитет?

– Каждый второй россиянин отметил понижение социального статуса учителя в последние 10 лет. Как вы думаете, почему?

– Отношение к учителю – это, как правило, следствие того, что в целом происходит в обществе. Сейчас, к сожалению, люди часто стараются больше для себя, чем для других.  В современном мире очень много эгоизма. А учителя стали воспринимать как поставщика услуг. Считаю, что это в корне неверно. Педагог взращивает детей, воспитывает и помогает пройти им сложный путь взросления. Поэтому и ученикам, и их родителям важно в первую очередь уважать учителей.

– Ольга, уважение к учителю наверняка начинается с семьи?

– Конечно, например, если взрослый при ребёнке неуважительно высказывается в адрес учителя, школьник сразу же всё это впитывает и начинает относиться так же. Позже, в подростковом возрасте, когда у ребёнка начинаются проблемы, авторитет учителя в глазах школьника может быть потерян, и педагогу будет очень трудно помочь такому подростку и его родителям. Я была свидетелем ситуаций, когда подросток выходил из-под контроля и родители обращались за помощью к педагогу, но учитель бессилен был что-либо сделать, потому что, к сожалению, авторитет его был ранее подорван – вольно или невольно – в семье... Поэтому мой совет: уважаемые родители, всегда поддерживайте авторитет своего учителя, чтобы потом, если в процессе воспитания возникнут трудности, он смог вам помочь.

– Как сегодня привлечь внимание детей к школе, к обучению?

– Сейчас уроки нельзя вести только по учебнику. Но и развлекательное шоу тоже не стоит устраивать. Я считаю, что необходим классический подход, однако дополненный интересными, необычными «фишками» и приёмами. Например, я сама увлекаюсь каллиграфией, и на уроках стараюсь детей тоже этим заинтересовать. Ребята с гораздо большим удовольствием пишут перьевой ручкой и чернилами, и незаметно для себя больше внимания уделяют своему почерку. Я заметила, что у детей он начинает меняться в лучшую сторону, у некоторых даже кардинально! А в прошлом году у нашего класса было коллективное творческое дело: ребята создали календарь «Улицы нашего микрорайона» к 300-летию Кузбасса и 10-летию школы. Здесь была и поисковая работа, связанная с историей города, и сочинение стихов, и создание рисунков с натуры, каллиграфических надписей. Такое комплексное интересное дело, за которым скрывалась и учебная, и воспитательная работа, а не просто весёлый досуг.

Зачем учителю гусли и соцсети?

– Знаю, что вы играете гуслях. Почему выбрали такой необычный инструмент? И где на нём играете?

– Гусли привлекли меня своим волшебным, сказочным звучанием. Мне нравится играть для души. А ещё с помощью этого необычного инструмента я увлекаю детей родной культурой. К сожалению, в обществе сейчас более популярна заграничная культура. Ее дети видят чаще всего. А вот родную – нет. Если детей больше с ней знакомить, возможно, они ее и полюбят.

– Вы активно ведете социальные страницы. Зачем? Периодически в интернете вспыхивают скандалы, связанные с тем, что родители обвиняют учителей в том, что на своих страницах они публикуют, к примеру, неэтичные фото. Вправе ли учитель это делать?

– Целей у меня несколько. Во-первых, социальные сети дарят мне возможность общаться и обмениваться опытом со своими коллегами из разных уголков страны. Во-вторых, мне интересно делиться своими идеями, мыслями, достижениями, открытиями. И мой блог – это тоже один из инструментов воспитания, ведь среди моих подписчиков много учеников и их родителей. На моих страницах вы не найдете неэтичных или компрометирующих фото. Потому что у меня их просто нет. Профессия учителя неизбежно накладывает отпечаток и на его личную жизнь: для педагога особенно важно всегда помнить о границах разумного. Интернет-страничка – это моё жизненное портфолио, дневник добрых воспоминаний, отражение личности.

– Чему вы учите своих детей на уроках? Какими хотите их увидеть в итоге? Что в них воспитываете?

– Воспитание и обучение в школе всегда идут рядом. И я хочу воспитывать в своих детях прежде всего душевность, доброту, искренность и неравнодушие. Здесь очень важен личный пример – трепетное отношение к детям и к тому, что ты делаешь, умение услышать и понять ребёнка.

– Вы первый учитель и одновременно руководитель школьного пресс-центра в Новокузнецке, который стал членом Союза журналистов России. Зачем вам это?

– Как я уже говорила, журналистикой увлекаюсь со школьных времен: была и коррреспондентом, и редактором школьных и студенческой газет. Сейчас периодически публикую в новокузнецких газетах материалы о событиях и проблемах в сфере образования, руковожу пресс-центром школы № 110. Стала членом Союза журналистов для того, чтобы учиться у более опытных коллег, быть ближе к журналистике, более профессионально подходить к обучению ребят азам этой деятельности.

– Как у вас проходит День учителя? Как его отмечаете? Какой подарок ждете от детей больше всего?

– Для меня это не только профессиональный праздник, но и семейный, хотя я единственный педагог в семье. Мы всегда отмечаем этот день вместе с мужем и моими родителями. Конечно, цветы и конфеты получать на праздник всегда приятно. Но больше всего ценю подарки, которые дети сделали своими руками. С самого первого дня работы в школе эти вещи я собираю и бережно храню. В трудные минуты достаю свою шкатулку, рассматриваю детские подарки и словно получаю от них положительную энергию. Ведь в них столько душевности и искренности! В такие моменты понимаешь, что твой важный и тяжёлый труд не проходит зря. Ведь прямо на глазах всходят и крепнут ростки любви и добра!

Досье
Ольга Викторовна Исаева, учитель русского языка и литературы школы № 110, руководитель школьного пресс-центра, член Союза журналистов России. Родилась в Саяногорске в 1992 году. Окончила Кузбасскую государственную педагогическую академию, факультет русского языка и литературы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах