Примерное время чтения: 7 минут
1071

Война - это всегда трагедия. В чем заключается патриотизм?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Кузбассе №8 24/02/2021
Борис Глазков (слева в форме) воспитывает в ребятах уважение к памяти предков
Борис Глазков (слева в форме) воспитывает в ребятах уважение к памяти предков / Борис Глазков / Из личного архива

В конце 2020 г. глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, побывав на призывном пункте, раскритиковал парней за то, что неохотно идут в армию. Ситуация в южной столице – не исключение, а отражение общей тенденции нежелания служить.

О том, как со школьной скамьи учителя стараются сдвинуть проблему с мёртвой точки и сделать службу в армии престижной и привлекательной в глазах подрастающего поколения, рассказал координатор школьного юнармейского отряда Борис Глазков.

Строите не стены, а мосты

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Борис Борисович, вы восемь лет работаете в школе, занимаетесь в том числе и патриотическим воспитанием, проводили опросы среди школьников об их желании пойти в армию. Как оцениваете результаты?

Борис Глазков: Пока дети маленькие, они почти все страстно хотят идти в армию. Но с возрастом желание угасает, потому что видят в военной службе всё меньше романтизма и много трудностей. Кто-то здоровьем слабоват; кто-то сам не знает, чего хочет, а направить на путь истинный некому.

- Есть мнение, что призывать мальчишек не надо, пусть воюют профессионалы. Согласны?

- Контрактники - это как раз те люди, которые сознательно выбрали свой жизненный путь. А научить воевать юнцов за год службы, как сейчас, считаю, проблематично.

- Как воспитать мальчишку, чтобы он не уклонялся от армии?

- Мальчишка должен прийти в армию уже зрелым, достаточно сильным и телом, и духом. Хлюпику будет невыносимо трудно. 18 лет - это уже не мальчишка. Если бы он понимал, что по своей природе мужчина - воин, то готовился с детства, развивая себя многогранно. Его должна направлять семья. А вы посмотрите, какое внимание сейчас уделяется семье. Беру личные дела учеников любого класса - и что вижу? Неполных семей 60-70%. Это нормально? Нынешнее поколение не имеет понятия, что семья - это святое! Живут одним днём: поругались - разошлись. А о детях подумали?

В школе теме семьи уделяется один урок за все 11 лет обучения! А потом руками разводим: почему у нас дети такие? В моём детстве я часто заходил к друзьям домой поиграть и не помню ни одной неполной семьи. Поэтому не только учу маршировать в строю и правильно обращаться с оружием, но и прививаю молодёжи чувство ответственности за свои поступки. Стараюсь объяснить пацанам, что девчонки - это будущие мамы, их надо защищать, а девчонкам - что надо быть мудрыми. Чтобы и те и другие возводили в отношениях мосты, а не стены.

- В Кузбассе собираются развивать экскурсии на предприятия для школьников. Как вы думаете, экскурсии в воинские части были бы полезны для ребят?

- Хуже не будет, если дети посетят воинскую часть, но полезных воспитательных моментов в этом не вижу. Они могут это и в интернете посмотреть, тем более что часто воинские городки показывают в художественных фильмах.

- Борис Борисович, расскажите, что вас связывает с армией. Какой вы увидели воинскую службу в первый раз?

- Изначально меня, как любого нормального пацана, с детства тянуло к пистолетам, автоматам, танкам, самолётам. Потому что мужчина от природы охотник, защитник семейного очага. Именно отсюда начинается Родина. В первую очередь это мать, отец, жена, дети. Первый раз я увидел службу первоклассником, когда пошёл на вокзал провожать в армию своего дядю. Хорошо запомнил, как их построили, командир громко скомандовал провожающим: «Расступись!» И автобус уехал. Ждал его два года… А он мне даже армейского значка не привёз: мол, по пути всё раздал. Обиделся на него тогда.

В школах в то время преподавали военное дело. Нам нравился этот предмет. Изучали историю и автомат собирали-разбирали влёт. Преподавал фронтовой офицер, много чего рассказывал. А мы, пацаны, слушали былинные героические истории отставного майора. Армия для меня началась ещё там, в детстве. Всегда с глубоким уважением относился к военным.

По-серьёзному с армией столкнулся на военной кафедре института. Нас тогда в простонародье называли танковым училищем с металлургическим уклоном. «Военке» уделялось главенствующее значение, ниже майора из офицеров в звании не было. И учили они добротно, требовательно.

-Что может дать армия современным мальчишкам?

- Армия может дать только одно - жизненный опыт. И важно этим опытом распорядиться разумно.

Воспитание по-юнармейски

- Вы сейчас координатор школьного юнармейского отряда. Организация молодая, и многим родителям непонятно, чем дети в ней занимаются.

- Прототип Юнармии в недалёком прошлом - октябрятская, пионерская, комсомольская организации. Три в одном. Идеи те же. Юнармия дисциплинирует, закаляет характер, воспитывает дух. Юнармейская жизнь - это и занятия по строевой подготовке, и правила безопасной стрельбы, и боевые приёмы с оружием и без. Дают знание истории Родины, умение оказывать первую медицинскую помощь. Мы с ребятами смотрим документальные фильмы о войне, встречаемся с ветеранами воинской службы.

- Считается, спортивные секции нужны для физического развития, художественные и музыкальные школы - для творческого. А какая польза от Юнармии?

- Мы участвуем в соревнованиях по разным направлениям. В Новокузнецке их проводит военно-патриотический парк «Патриот»: игры на знание истории, военно-спортивные соревнования, творческие конкурсы. Недавно наблюдал, как на одном из мероприятий юнармейцы на сцене очень красиво исполнили танец с автоматами. Творчеству можно найти место в любой профессии.

Помню, я только пришёл на службу и через несколько дней попал на празднование получения очередного звания одного из офицеров. В разгар гулянья замполит взял баян и начал играть. Песню подхватили все. Следом я беру баян и начинаю играть «Полонез» Огинского. У замполита - глаза на лоб! Всё мне пригодилось в службе - игра на баяне, гитаре, умение писать стихи, играть в футбол, настольный теннис, умение грамотно обращаться с оружием и стрелять.

- Зачем принимают девчонок в Юнармию, ведь мы не Израиль, где есть обязательная служба для женщин?

- Девочки сами идут! Я был удивлён, когда увидел, что треть заявлений в отряд от девчонок. В анкетах пишут, что хотят испытать или познать себя, узнать что-то новое.

Не в наклейках, а в душе

- Опросы показывают, что патриотизм - это гордость победой в Великой Отечественной войне и русской природой. Немцы же гордятся экономикой страны, уровнем жизни. Как вы считаете, войны и природы достаточно для воспитания патриотических чувств? Какие скрепы сегодня недостаточно для этого используются и почему?

- Считаю глупыми тех, кто бахвалится победой наших предков, расписывает свои машины в духе «Ещё хотите?». Великая Отечественная война - это трагедия всего русского народа. Надо меньше говорить о победе, а больше показывать детям документальные фильмы, чтить память павших. Воспитывать чувство сострадания и понимать, какой ценой досталась эта победа. Если молодёжь будет именно так понимать эту войну, она будет здравомыслящей. А природа - она везде природа. Сам её люблю. Есть в России красивейшие живописные места, но они есть и в других странах, поэтому патриотизм здесь ни при чём. И не надо на каждом шагу употреблять слово «патриотизм». Это широкое понятие, и оно должно быть в душе. Осознанное. 

Досье
Борис Глазков родился в 1961 г. в Новокузнецке. Выпускник СибГИУ. Работал на руководящих должностях в металлургической и уголовно-исправительной сферах. Подполковник внутренней службы. После выхода на пенсию получил высшее педагогическое образование и пошёл работать в школу. Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности школы № 97 Новокузнецка. Координатор юнармейского отряда «Гвардия». Самой ценной своей наградой считает орден Доблести, который получил в 2018 г. за патриотическое воспитание молодёжи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах