Крещение в этом году принесло не традиционные морозы, а снегопад и вьюгу. С 17 января в Кузбассе мело так, что пришлось остановить автобусное движение на некоторых междугородних трассах.
Движение на межгород восстановили уже на следующие сутки. А горожанам и тем более селянам по несколько дней пришлось ждать, когда расчистят дороги.
В порядке очереди
«На прошлых выходных я не мог приехать в деревню из-за снега. Соответственно, и жители не могли уехать из Апанаса. Из соседнего Ананьино тоже, так какк не могли подняться в гору», - рассказывает депутат Загорского сельского поселения Юрий Бондарь. По его словам, подобная блокада – не редкость после снегопадов. Таков порядок: первыми на очереди областные трассы, потом городские, а уж потом техника доходит до деревень. Селяне привыкли и не ропщут.
Общественник из Новокузнецка Денис Щедрин говорит, что нередко в городе в частном секторе, не дождавшись трактора, люди сами скидываются на расчистку дороги. По словам Юрия Бондаря, в деревнях о таких случаях он не слышал: «Все сидят, зубы на полку сложили – кто будет скидываться-то? Но в итоге на неделе дождались трактора: приехал, центральную дорогу почистил и некоторые проезды внутри посёлка, какие успел».
1200 рублей за трактор
«Головной болью» для автомобилистов становятся местные проезды. Казалось, больше всех повезло жителям многоквартирных домов: позвонил в управляющую компанию, поругался – и глядишь расчистят снег.
По мнению председателя одного из ТСЖ Прокопьевска Виталия Титова, разница всё же есть: в товариществе достаточно позвонить руководителю. «У нас так заведено: крылечки жители сами чистят, деньги на дворников не тратим. Проезд тоже с начала зимы чистили сами. А после снегопада на выходных пришлось заказывать трактор. Он за час управился, взял за работу 1200 руб.», – рассказывает Виталий. Для сравнения, в соседнем доме работает управляющая компания, и та обходится только силами дворников. Когда председатель вызывал трактор, он попросил часть соседского проезда почистить, ведь по этой дороге к дому проезжают его жильцы. «То есть в плане уборки и оперативных работ мы мобильнее. У нас проживает много бабушек. Как я потом им в глаза смотреть буду, если из-за неочищенного проезда к ним скорая не доберётся?» - рассуждает Титов.
Уборка стала дороже?
По данным областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса, с начала зимы дорожники вывезли почти 1,8 млн кубометров снега. Так, 24 января в Кузбассе убирали снег свыше 3400 человек и 1800 единиц техники. Дорожники ежедневно отчитываются о напряжённой борьбе с последствиями осадков. Но, судя по жалобам жителей, которыми завалены странички губернатора и глав в соцсетях, усилий явно недостаточно.
Президент региональной общественной организации «Сила Кузбасса» Денис Щедрин говорит, что нынешних усилий по очистке снега недостаточно, потому что, во-первых, техники стало меньше, а во-вторых, сам процесс работы налажен неэффективно. «Вижу, трактор часами стоит, ждёт самосвал, потом ещё время тратит на то, чтобы закинуть в него снег. А ведь ещё несколько лет назад шла машина-конвейер, подбирала снег, а за ней следом грузовик, т.е. одновременно чистили и погружали. Сейчас эти конвейеры исчезли, и стало затратнее чистить».
Общественник возмущён тем, что некоторые улицы частного сектора вовсе не грейдируются и не чистятся. После жалобы местных жителей он ещё летом делал запрос по пяти улицам Куйбышевского района. Пришёл ответ, что на 2019 г. администрация района не заключила контракт на обслуживание данных улиц. «Мне совершенно не понятна такая ситуация. Эти жители должны получать такие же комфортные услуги, которые предоставляются каждому горожанину. А если пожар или кому-то плохо станет, то на кого будут переводить стрелки те чиновники, которые сняли городские улицы с обслуживания?» - негодует общественник.
Свалки и патрули
Но даже там, где прошли тракторы, вдоль дорог стоят горы неубранного снега. И вновь ситуация, как в параллельных мирах: дорожники уверяют, что свозят снег на спецполигоны, а жители говорят, что это сказки. В Ленинске-Кузнецком, например, на неделе такая снежная свалка появилась прямо в частном секторе, рядом с улицами Ясная и Бытовая.
Можно было бы простить дорожников, которые в горячем желании освободить жителей от последствий зимних осадков сваливают снег в кучи куда придётся. Но экологи придерживаются другого мнения на этот счёт. Доктор технических наук, действительный член Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Витаутас Сенкус говорит, что на дороге скапливаются соль, реагенты, масло, бензин, поэтому количество загрязнений в такой куче гораздо больше, нежели в обычном снежном покрове. А по весне этот поток вредной грязи либо в реку стечёт, либо в почву впитается. «Как говорил Маркс, за 10% прибыли капиталист мать родную удавит, а окружающая его среда является для него пшиком на постном масле. Поэтому при таких обстоятельствах нет смысла говорить об экологии снегоочистки», - сетует учёный. Кстати, после того, как новость о снежной свалке в Ленинске появилась в региональных СМИ, местные чиновники пообещали её ликвидировать.
В комментариях к записи губернатора о последствиях снегопадов житель Тайги предложил создать «снежный патруль» по аналогии с мусорным. Чем не «кнут» для недобросовестных дорожников и «управляшек»?