Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
Кузбасс
Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
Кузбасс
Примерное время чтения: 7 минут
2100

На 7 руб. дороже. Почему с 28 июня в Кузбассе подорожает проезд в транспорте

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 26. АиФ в Кузбассе № 26 25/06/2025

С 28 июня в Кузбассе на 7 руб. подорожает проезд. Пассажиры будут платить за поездку в городском транспорте на 18,4-21,2% больше. С чем связано повышение и почему оно выше инфляции, выяснял корреспондент kuzbass.aif.ru.

Причины стандартные

Областная РЭК повысила регулируемые тарифы на регулярные перевозки пассажиров. Кузбассовцы, расплачивающиеся картой, будут платить за проезд не 33 руб., а 40. Те, кто ездит за «наличку», — не 38 руб., а 45. Традиционно для пенсионеров повышение чуть меньше — рост не на 7 руб., а на 4, им билеты обойдутся в 21/24 руб., в зависимости от способа оплаты. Также льготные цены сохранятся для школьников и студентов.

Предыдущее подорожание проезда было в июне 2024 г. — на 19-22%. Министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан объяснил, с чем связано новое повышение. Причины стандартные: подорожало топливо, нужно поднимать зарплату водителям, а запчасти из-за санкций завозятся обходными путями, вследствие чего цена на них увеличилась на 10-50%.

Традиционно министр проанализировал стоимость проезда в других регионах. Из 70-ти регионов, цены в которых изучили сотрудники ведомства, в 30-ти тарифы выше кузбасских, а в остальных — такие же, либо чуть ниже. «Кузбасс никогда не отличался сильно низкими тарифами или сильно высокими. В СФО 40 руб. уже действуют в Новосибирске и Барнауле. В Иркутске и Омске — 35 руб. И выше всех в Красноярске — 44 руб.», — подчеркнул министр.

Фото: kuzbass.aif.ru/ Анна ИВАНОВА

Он не упомянул, к примеру, Томск, где даже после майского повышения цена за проезд осталась ниже, чем по-старому в Кузбассе.

«Индексация тарифа позволит сохранить тот уровень качества услуг, который есть сегодня, обновить материальную базу, обеспечить бесперебойный выход транспорта на линии», — объясняет Сергей Рубан. В ответ — шквал возмущений в соцсетях: комментаторы припомнили и недавние взрывы, и возгорания на «синеньких», и долгие ожидания транспорта на остановках, и неработающие кондиционеры. А ведь когда в 2024 г. власти поднимали плату за проезд, то обещали повысить качество услуги.

Взвешенный подход

Председатель региональной общественной организации «Сила Кузбасса» Денис Щедрин назвал удорожание проезда шоковым и беспрецедентным. «Ещё больший шок вызывает объяснение РЭК, в котором отмечено, что перевозчики заявили себестоимость одной поездки в размере 95 руб., но сотрудники этого регионального органа проявили бдительность и завышенные расходы к рассмотрению не приняли», — возмущается он.

«Не секрет, что многие наши сограждане прибегают к общественному транспорту из-за его дешевизны и невозможности использовать личные транспортные средства. Поэтому надо понимать, что пассажироперевозки являются социально значимыми услугами и они должны находиться под особым контролем. Транспорт — это коммуникация человека и рабочего места, а также средство развития детей, которых надо возить в школу, на спортивные секции, в театр», — рассуждает общественник.

Он убеждён, что нельзя смотреть на цену билета только через призму рентабельности транспортного предприятия. По его мнению, лишение граждан права на доступный транспорт повлечёт дополнительные расходы из бюджета на пособия по безработице, материальную помощь семьям безработных и т. п. «Поэтому подход к утверждению тарифов на проезд общественным транспортом должен быть максимально взвешенным и продуманным», — резюмирует Щедрин.

Почему дороже инфляции?

Министр транспорта отмечает, что повышение тарифа вызвано инфляционными процессами. Но официальная инфляция в регионе, по данным Росстата, не превышает 11%. Тогда почему стоимость проезда увеличивается на 18-21%? Ещё, напомним, с 1 июля «коммуналка» вырастет на 19,8% (а с учётом допустимых отклонений — аж на 21,9%). Это тоже выше инфляции в регионе и среднего подорожания тарифов ЖКХ по стране (11,9%). При этом рост пенсий и зарплат бюджетников за год не достиг и 10%. Если повышение цен будет всё время выше, чем рост доходов, к чему это приведёт? Почему больше не действует правило про порог для тарифов: не больше уровня инфляции?

«Да, раньше действовало правило: уровень повышения тарифов должен быть ниже уровня инфляции. Это объясняется тем, что реальные доходы должны повышаться. Проблема в том, что современные подходы, определяющие уровень инфляции, рассчитываются по паритету покупательской способности. По этому показателю рост тарифов на ЖКХ и на проезд особо не отражается на результатах расчёта, хотя для населения он очень чувствительный», — комментирует экономист Евгений Харлампенков.

Он отмечает: ситуация усугубляется тем, что бюджеты региона и городов, как и в целом в стране, дефицитны, а цены на энергоресурсы и материалы растут. «Несомненно, государство субсидирует сферу пассажирского автотранспорта и частично ЖКХ. Но подходит в этом вопросе по-медведевски: „Денег нет, но вы держитесь“. С деньгами положение сложное, поэтому государство начинает перекладывать бремя расходов на население», — считает экономист.

По его мнению, итог будет далеко не оптимистичный: реальные доходы кузбассовцев снизятся, и людям придётся реструктуризировать свои затраты, затягивать пояса.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах