Этим летом в Кемерове появилось граффити с вариацией фрагмента фрески Микеланджело. А в междуреченском парке «поселились» мишки Шишкина, напоминающие об известной каждому по конфетной обёртке картине «Утро в сосновом бору».
Какие ещё напоминания об известных мировых шедеврах искусства и литературы есть на кузбасских улицах, выяснил корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Кто кого «перечитает»
На улицах кузбасских городов можно отыскать немало арт-объектов по мотивам известных произведений литературы и кино. Особенно ими богаты Прокопьевск и Междуреченск. Ощущение, что между этими городами идёт негласное соревнование, кто кого «перечитает».
Народным символом Междуреченска стала скульптура Гулливера. С ней даже связана городская примета: если встать между ногами гиганта и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Шестиметровый персонаж Джонатана Свифта стоит в городском парке, охраняет вход в детский городок. «Отец» междуреченского Гулливера Владимир Смирнов изготавливал скульптуру в здании старого хлебзавода. Он сделал глиняный макет из двух половин и отлил 36 форм. Затем эти куски приварили к жёсткой конструкции из швеллеров. В основание статуи положили две сваи. Прошёл Гулливер и проверку на прочность: после сборки к нему привязали трос и попытались сдвинуть с места трактором. Гигант устоял. «Создавая Гулливера, я хотел, чтобы ребятишки радовались, а взрослые рядом чувствовали себя лилипутами», - рассказал о своём детище Владимир Смирнов.
В 2017 г. в городском парке появилась Аллея сказок, и на ней поселились популярные сказочные персонажи - Емеля на печи, Маша и медведь, Колобок, Кощей Бессмертный, Баба Яга.
Литературный Прокопьевск
Гуляя по Прокопьевску, можно «перечитать» половину детской библиотеки: тут герои произведений Носова, Чуковского, Михалкова, Успенского. Прокопьевский Незнайка находится на территории художественной школы № 8 - в знаменитой шляпе, с кистью и палитрой в руках. Сегодня появляется немало арт-объектов в честь врачей. А в Прокопьевске такую скульптуру установили благодарные родители маленьких пациентов в 2015 г. Литературная медицинская «бригада» из железа - Айболит, собака Авва и сова Бумба - находится на территории стационара детской горбольницы. В сквере на ул. Ноградской стоит бронзовый дядя Стёпа-милиционер. Умиляет деталь: он пропускает через дорогу выводок утят. У ДК «Зенковский» с 2011 г. поселились крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк. Хочется верить, что эти многочисленные скульптуры пробуждают у юных прокопчан любовь к книгам. Но однозначно, у взрослых они вызывают тёплые детские воспоминания об очереди в библиотеке на томик Простоквашино и об обведённом красным карандашом показе Незнайки в программе телепередач.
Кстати, кино- и мультперсонажи в Прокопьевске тоже есть. В Молодёжном парке на Тыргане «живут» Лидочка и Шурик – герои комедии Леонида Гайдая. Эта скульптурная композиция посвящена студенчеству города, и открылась она накануне Дня знаний в 2016 г. А у здания ДК им. Маяковского находятся скульптуры Волка и Зайца из советского мульт-сериала «Ну, погоди!».
Откуда мишки?
С фильмами и книгами в период пандемии проще – взял да смотри дома. А с экскурсиями к известным произведениям живописи и скульптуры приходится повременить. Но сюжеты некоторых мировых шедевров можно увидеть на кузбасских улицах. Так, в Тяжине есть уменьшенная копия памятника Воину-освободителю, что стоит в берлинском Трептов-парке. Подвиг нашего земляка Николая Масалова (под пулемётным огнём он вынес на руках немецкую девочку) вдохновил Евгения Вучетича на создание скульптуры. Тяжинского героя разыскали в конце 1960-х годов немцы и наградили его званием Почётного гражданина Берлина. После этого в Тяжине установили копию скульптуры.
В этом году сюжеты для уличных арт-объектов авторы чаще находят в произведениях живописи и даже балета. Так, в Кемерове галерея стрит-арта пополнилась граффити-копией фрагмента знаменитой фрески XVI в. Оригинал - «Сотворение Адама» кисти Микеланджело - находится в Сикстинской капелле в Ватикане. В кемеровской граффити-версии протянутая рука помощи - в голубой медицинской перчатке, врач на ней – это спасатель человеческих жизней.
В междуреченском городском парке появились две новые фигуры из модного нынче синтетического газонного покрытия. Обе повторяют сюжеты из русского искусства: лебеди – балет «Лебединое озеро», медведи – картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Как рассказала автор идеи, специалист управления по благоустройству, транспорту и связи администрации Междуреченска Анастасия Баенкова, с картиной Шишкина у неё связаны детские воспоминания: сюжет был изображён на ковре у её бабушки.
«В интернете меня заинтересовали набирающие популярность топиарные фигуры, и я предложила администрации пойти в ногу со временем и организовать «Поле чудес» в Междуреченске. Но идея заключается не в том, чтобы копировать сюжеты из мирового искусства, а в том, чтобы создать «Поле чудес», на котором каждый год будут появляться новые скульптуры. В этом году осуществить задуманное и привезти фигуры из Санкт-Петербурга помогла угольная компания. Надеюсь, что и в будущем это начинание продолжится, и поляна будет разрастаться, станет тем местом, куда можно и самим прийти, и гостей привести и запечатлеть на его фоне памятные фотографии», - рассказала Анастасия Баенкова.
В нынешних условиях, когда дальние путешествия невозможны, из репродукций известных произведений искусства, а также скульптур героев книг и кино на улицах кузбасских городов можно составить познавательный маршрут по шедеврам мирового искусства.
Развлечение и стёб
— Все эти мишки и адамы – популярный сюжет современного так называемого уличного искусства, которое очень полюбилось муниципальным администрациям. — говорит кандидат философских наук, культуролог Ирина Басалаева. — Никакой связи с Высоким Возрождением кемеровский адам не имеет, а междуреченские мишки отсылают не к реалистическим поискам русского искусства XIX в, а к кичевым проекциям Шишкина в культуре городских низов (когда-то для неё существовал термин «мещанская»). Поэтому не думаю, что нужны какие-то информационные таблички, отсылающие к оригиналу. Ведь мы имеем дело не с музеем, а с визуальными высказываниями обитателей современных городов, с любительскими репликами на тему искусства. Причём высказываются их авторы, заметьте, по поводу самых узнаваемых образов – по сути уже мемов. Потому и функция этих картинок в городской среде далека от какого-то воспитания. Это ведь даже не узнавание нового, а развлечение, прикол, реже стёб. Это низовой формат постмодернистского присвоения культуры и одновременно опрокидывания культурных иерархий, – нормальная практика. Идея о том, что эти весёлые картинки могут как-то компенсировать «культурный голод» обывателя, запертого на карантине и лишённого возможности припасть к музейным сокровищам – забавная, но не более. Во-первых, обыватель не так уж часто стремится в эти Прадо, Лувр, Пинакотеку и т. д., а во-вторых, интернет предоставляет огромные возможности для просмотра репродукций шедевров мирового искусства в высоком качестве разрешения. Не хочу морализировать, но городские руководители забыли о том, что существуют профессиональные художники, которые лучше уличных понимают принципы визуальной организации городской среды и работают творчески, а не копируют фотографии и постеры. Правда, их труд дороже стоит и не даёт таких быстрых картинок, как баллончик с акриловой краской.