В России стартовала неделя отказа от зависимостей. Психолог, руководитель телефона доверия в Кемерове Ольга Рублёва рассказала, почему люди становятся алкоголиками и наркоманами и как воспитать психологически зрелую личность.
Бич времени
Наталья Исаева, kuzbass.aif.ru: Ольга Петровна, по вашим наблюдениям, какие зависимости сегодня наиболее актуальны среди кузбассовцев?
Ольга Рублёва: Одной из самых актуальных по-прежнему остаётся алкогольная зависимость. Причём всё больше обращений связаны не со злоупотреблением крепкими напитками, а с пристрастием к пиву. Среди подростков становятся популярны пивные напитки, у которых меньше градус за счёт всевозможных добавок и ароматизаторов. Это настоящий бич нашего времени. Причём в сети по их поводу разворачивается настоящая дискуссия. Мол, какой от них вред? На самом деле за счёт фруктового вкуса зависимость возникает гораздо быстрее.
В подростковой среде также очень популярно курение вейпов. Глубокое заблуждение, что эти электронные гаджеты безопаснее обычной сигареты. Они формируют большую психологическую зависимость.
Отдельный разговор — синтетические наркотики. Зависимость от них может формироваться буквально после первого употребления.
— Почему человек становится зависим от той или иной «отравы»?
— Причин формирования зависимой личности много. Психологическая незрелость и низкая самооценка — основные черты такого человека. Представьте: ребёнок, пусть даже случайно, оказался в плохой компании. Задержится он в ней или нет, зависит от того, сможет ли он отказаться, когда ему предложат сделать что-то не очень хорошее. А сказать твёрдое «нет» может только тот, кому не нужно самоутверждаться, кто не чувствует себя ущербным и полностью уверен в себе.
В детско-подростковом возрасте самооценка очень неустойчивая. Она зависит от семьи, от того, как выстроено общение с родителями, от умения контактировать с окружающими. Это маленькие звенья, которые формируют устойчивую (или не очень) самооценку и, как результат, зависимую или здоровую личность.
Приведу звонок от женщины, ей уже за 70, сыну 43, воспитывала его одна: «Я хотела, чтобы мой сын был самым лучшим: отваживала всех “плохих” дружков, жёстко контролировала учёбу, заставила поступить в вуз и получить хорошую специальность, устроила на престижную работу. А потом он женился и выяснилось, что ничего не может решать сам. В итоге заявил: “Ты всю жизнь мне испортила”».
Классический пример того, как мамы воспитывают детей, которые, вырастая психологически незрелой личностью, не умеют принимать решения и справляться со своими проблемами.
Сами учим манипулировать
— И как воспитать зрелую личность? Ведь нам всем хочется «хорошей» компании и образования для своих детей.
— Воспитывать самостоятельную личность нужно с рождения. В одном из фильмов очень наглядно показано, как маленькие дети учатся манипулировать нами: вот малышу что-то нужно, он заплакал, и мама тут как тут. Параллельно «звучат» мысли малыша: «Ага, я заплакал, и она прибежала — вот как это работает!»
Я не призываю к тому, чтобы мама не реагировала на плач ребёнка. Но призываю, чтобы она побольше наблюдала за ним. Тогда наверняка научится различать, когда ему действительно что-то нужно, а когда он просто вредничает. В воспитании важно найти «золотую середину» между двух крайностей.
Первая — всепоглощающая любовь. Когда близкие родственники готовы положить свою жизнь под ноги любимому чаду. Таким образом, они сами с детского возраста закладывают манипулятивность и неумение принимать решения. Зачем что-то делать, если при первом же «писке» мама сама всё сделает, лишь бы только ребёночку не напрягаться! Зачем прилагать усилия и ползти к игрушке, если, например, бабушка её тут же подаст?
Если малыш уже ползает, то пусть он «поработает» и сам возьмёт то, что ему нужно. А вы просто помогите, научите, как это сделать. Ничего страшного, если он ворчит и хнычет при этом. С этих мелочей и начинает формироваться характер, складывается тот или иной стиль жизни.
Вторая крайность — игнорирование интересов ребёнка. Когда родители заняты только собой и им абсолютно всё равно, что он делает, чем живёт, что чувствует. Категорически этого делать нельзя. Важно, чтобы дети чувствовали любовь, заботу и внимание. Только так может быть сформирован доверительный контакт. Это даст вам возможность быть в курсе дел сына или дочери, знать их друзей. А ребёнок будет чувствовать свою защищённость и безопасность.
Жёсткими запретами вы только обесцените выбор своего ребёнка и разрушите его доверие. Он больше не будет с вами откровенным. Поступите мудрее — дайте ему время спокойно, не торопясь разобраться во всём самому, без давления, деликатно помогите ему увидеть те негативные черты, которые есть у его товарища. Именно уважение к личности вашего ребёнка влияет на формирование его самооценки.