Из Щегловска (будущего Кемерова) хотели в своё время сделать город-сад. Но что-то пошло не так Как мог выглядеть наш город, если бы все довоенные генеральные планы были исполнены, выяснил корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Доцент кафедры строительных конструкций, водоснабжения и водоотведения КузГТУ Ирина Захарова отмечает, что развитие Кемерова всегда было тесно связано с развитием промышленности: строилось предприятие, за ним двигалось население, появлялись посёлки. Сначала разрозненные, постепенно они срастались и образовали каркас города. О градостроительстве и архитектуре будущего областного центра в довоенное время Ирина Викторовна рассказала на краеведческом лектории «Кузбасс - взгляд в историю», который посвящён 300-летию региона.
Где границы города?
Первый городской план будущего областного центра - это план города-сада Щегловска 1918 года архитектора Парамонова. Это был город, рассчитанный на 30-35 тыс. человек. Бурного территориального роста не планировалось, потому что город-сад не предполагает масштабного развития промышленности.
«Конечно, намечалась промышленная зона. На тот момент уже работал коксохимический завод и были угольные шахты, но город запирался между рекой Искитимкой и железной дорогой, которая шла параллельно реке», - рассказывает Ирина Захарова.
Но особенность города в том, что ни один генеральный план не был реализован, потому что очень быстро менялись условия. Это было связано в первую очередь с тем, что постоянно находили новые залежи угля и корректировались народно-хозяйственные планы. Каждый новый завод и новая шахта привлекают новых рабочих, которые ехали с семьями. Их нужно где-то расселять. Значит, необходим новый план, который бы учитывал этот фактор.
Зачем нам промзона?
В 1931 году руководящие партийные органы поняли, что такими темпами ничего создать невозможно. Нужно действовать быстро. Поэтому пригласили проектировщиков из Европы. Бригада, которую возглавлял немецкий архитектор и градостроитель Эрнст Май, создала генеральный план пяти индустриальных городов Кузбасса, в том числе Кемерова. На это ушло всего два месяца, и тут же по новому плану началось строительство. В частности, в Щегловске была проложена первая широтная магистраль с запада на восток, которая сначала называлась ул. Магистральной, затем Гагарина, а впоследствии стала проспектом Ленина. Началось строительство первого квартала соцгорода рядом с вокзалом. Расширение города пошло на восток.
Капитальная жилая застройка города шла с начала 1930-х годов. Менялись стили, пересматривались планы. Перед войной было построено несколько школ. Примечательно, что в плане на тот момент не было площади Советов. Город ещё не стал областным центром, и крупных административных зданий в нём тоже не было. Одно ясно: ансамблевую застройку хотели вести крупными массивами. Планировка Майя была отвергнута. Но несмотря на постоянно меняющиеся планы, неизменным было то, что в пойме Искитимки собирались строить парк со стадионами и водными станциями. Набережную также собирались архитектурно оформлять. Но началась война - и всё внимание вновь переключилось на промышленное строительство.