С 12 апреля полисы ОСАГО резко подорожали. Как сообщили в РСА, мера эта вынужденная, иначе рынок автострахования просто рухнет. Пока страховщики подсчитывают возможные прибыли, водители решают, что делать, ведь теперь за одну машину можно отдать всю свою месячную зарплату. А автоюристы уверены, что увеличение «автогражданки» не приведёт к увеличению выплат.
И этого мало?
С 12 апреля произошёл самый значительный за последнее время скачок цен – тариф был увеличен на 40-60%. «Стоимость полиса ОСАГО складывается из нескольких показателей, – пояснили в пресс-службе страховой компании «Росгосстрах», – тип транспортного средства (грузовое или легковое, физическое или юридическое лицо является владельцем авто), территориальная привязка, стаж и возраст тех лиц, которые допущены к управлению автомобилем, мощность машины, количество ДТП за все предыдущие годы страхования».
Так, с 12 апреля для средней легковушки, если в полис вписаны водители старше 22 лет и со стажем вождения более трёх лет, примерная стоимость ОСАГО составит: в Кемерове – от 7800 до 9400 руб., в Новокузнецке – от 7400 до 8900 руб., в Белове, Берёзовском, Осинниках, Прокопьевске, Междуреченске – от 5300 до 6400 руб., в Анжеро-Судженске, Киселёвске, Юрге – от 4900 до 6000 руб., в других населённых пунктах – от 4500 до 5500 руб.
Несмотря на то что страховщики жалуются на убыточность, цифры говорят об обратном. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2014 году сборы превысили премии на 41%. Правда, в I квартале 2015 года столь весомый разрыв уменьшился до 28%, однако в целом сборы увеличились на 30% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Средняя стоимость полиса за I квартал составила 4310 рублей. Средняя стоимость выплат – 42242 руб. (+32% к прошлому году).
Чего ждать?
Увеличение тарифа по ОСАГО, скорее всего, не приведёт к повышению выплат, сумма страхового покрытия не изменится, а в ряде случаев и вовсе полностью не перекроет ущерб. «Всё дело в том, что для тех, у кого сумма ущерба до 120 тысяч (а таких большая часть), с 12 апреля вряд ли что-то изменится, – рассказывает Виталий Гордиенко, юрист, эксперт в области автоправа. – Разве что только стоимость полиса. Такие суммы в большинстве случаев и так быстро возмещаются страховыми компаниями. Безусловно, больше повезло тем, у кого ущерб составил свыше 120 тысяч, теперь максимальная компенсация составит 400 тысяч рублей. Но если вам насчитали 500 и более, понятно, что виновнику аварии придётся раскошелиться».
Теперь при оценке ущерба всем техникам-экспертам (как независимым, так и экспертам компании страховщика) по закону необходимо использовать единую базу РСА, где указаны цены на все запчасти, причём все они значительно (порой даже на 40%) занижены по сравнению с их реальной рыночной стоимостью. Что это значит? Если раньше автовладелец, который был не согласен с оценкой стоимости ущерба страховщика (а они, как правило, в большинстве случаев по понятным причинам её занижают), мог обратиться к независимому эксперту и через суд добиться реальной оплаты ущерба, то теперь эти суммы не будут серьёзно отличаться. Занижение выплат по ОСАГО – самая распространённая проблема, а сейчас доказать реальную стоимость нанесённого ущерба будет гораздо сложнее.
Полисы-паразиты
С увеличением стоимости ОСАГО ещё более остро встаёт проблема навязывания дополнительных услуг страховыми компаниями. «Навязывание дополнительных страховок компаниями нарушает закон о защите прав потребителей и противоречит закону об ОСАГО, – говорит Виталий Гордиенко. – А потому навязывание полиса страхования жизни в придачу к полису ОСАГО незаконно». Бороться с этим сложно, невыгодно, но можно, считает юрист.
Если вам отказали в выдаче полиса ОСАГО, вы с имеющимися доказательствами (диктофонная запись, письменный отказ) можете обратиться в РСА или суд. Можно общаться со страховой компанией официально. Т. е. в письменном виде направить обращение с просьбой заключить с вами договор, приложив все необходимые документы. Страховая компания обязана рассмотреть заявление в течение десяти дней и принять решение.
Что делать?
Столь значительный рост «автогражданки» привёл к расколу среди водителей. Одни готовы платить и такие суммы, чтобы только быть уверенными, что в случае ДТП они вернут хотя бы часть своих денег. «Со страховым случаем столкнулся дважды, и оба раза страховая выплатила необходимую сумму, – рассказывает водитель «Лады Приоры» Владимир Сергеев. – В первом случае в меня въехала машина и помяла бампер. Во втором – зацепили дверь при обгоне. Честно сказать, даже не представляю себе, как можно решать такие споры без ОСАГО». Другие решили и вовсе отказаться от «автогражданки», считая, что страховые случаи до 10 тыс. рублей теперь водители будут решать на месте без привлечения страховых компаний, да и заплатить по штрафам выйдет дешевле.
«Мне проще заплатить штраф 800 рублей, – говорит водитель Алексей Жданов, – дешевле обойдётся. В среднем за год останавливают меня не больше двух-трёх раз. А «автогражданку» мне насчитали 6800! Да и опыт общения со страховой компанией у меня больше негативный: во всех случаях выплаты приходилось «выколачивать» в суде». Есть даже и такие, которые предпочли выбрать «липовый» полис, утверждая, что инспекторы ГИБДД с первого раза подделку не заметят. Что интересно, за I квартал количество заключённых договоров (после октябрьского повышения тарифов), по данным РСА, уменьшилось уже на 1%. Дальше Центробанк сможет пересматривать существующие тарифы два раза в год и, возможно, будет их только увеличивать.