В конце января в Кемерове в шестой раз прошёл фестиваль ролевых и настольных игр, куда приходит больше сотни человек.
Чтобы жизнь не приедалась
Анна Городкова, «АиФ в Кузбассе»: Юрий, вы ролевик с пятилетним стажем. Почему вообще у взрослых людей возникает желание всю ночь после работы садиться дома и играть в фантазийные ролевые игры с друзьями?
Юрий Новиков |
Юрий Новиков: Мы все играем разные роли каждый день. Сотрудник, пассажир маршрутки, отец или сын, покупатель — это лишь короткий список. Но новое становится привычным, а привычное приедается, поэтому многие любят путешествия как возможность набраться новых впечатлений, окунуться в другую жизнь.
То же происходит и с ролями. Когда мы смотрим напряжённый боевик или красивую драму, мы не хотим жить в позиции героев (кому понравится, когда погибает твой любимый человек, например). Но сыграть роль мы готовы— от работы, семьи и дома иногда нужно отвлекаться, чтобы они не стали пресными. С этим и справляется наше увлечение, не требовательное к здоровью или деньгам. Всё, что нужно, это фантазия. От звонка до звонка мы учимся по-другому смотреть на вещи, так как это делает наш персонаж, жить его переживаниями.
В каком-то смысле совместные ролевые игры есть тень психотерапии — люди делятся своими мечтами, задумками, раскрываются и учатся вместе. Когда ты играешь какого-нибудь хирурга в мире городского фэнтези, гораздо большее удовольствие получишь, если хотя бы примерно будешь знать предметную деятельность. Передать напряжение в красках, как спасаешь кого-то, зашивая рану или удаляя опухоль, можно только обладая поверхностными знаниями о хирургии. Это стимулирует изучать новое, и даже книги по медицине кажутся не такими скучными.
В каком-то смысле совместные ролевые игры есть тень психотерапии — люди делятся своими мечтами, задумками, раскрываются и учатся вместе.
- Вы тоже на время бежите от действительности?
- Не совсем. Иногда мы хотим понять, кем хотим быть, и выбрать для себя самое важное.
Если, к примеру, человек хочет узнать, мог бы он быть хорошим правителем города, страны, то, чтобы сделать это в реальности, ему придется большую часть своей жизни идти к этому. Затем понять, что управлять он не умеет. Обидно, верно? А благодаря ролевым играм человек может окунуться в ненастоящую, но всё же близкую симуляцию того, как это могло бы быть. Он может быть хоть царем, хоть президентом, хоть солдатом.
Также хорошие ролевые игры часто ставят перед игроками множество вопросов и конфликтов, о которых человек часто предпочитает не думать. К примеру, что важнее: семья или долг? Настоящая любовь или великолепная карьера? Честность или выгода? Но в играх мы ставим такие вопросы и задумываемся о важных вещах. Перевоплощение в добрых персонажей показывает людям, почему подчас так важно быть немного добрее. Злые герои позволяют игроку увидеть, почему мы иногда совершаем не самые красивые поступки и стыдимся их – злоба ведь не возникает из ниоткуда, у всего есть своя причина.
Договориться с гоблином
- Почему вы выбираете именно настольные игры и ролевые, а не, скажем, популярные компьютерные? И чем вообще эти игры отличаются друг от друга?
- Играя в компьютерную игру, мы участвуем только в задумке группы сценаристов и не можем сделать ничего, чего бы они не предусмотрели. Вот есть группа мерзких гоблинов, а у тебя в руке меч — беги и руби! И суперудар не забудь. Но что, если не ввязываться в драку, а погрозить монстрам мечом и попробовать с ними договориться и убедить не только охранять ближайшую деревню, но и повести их за собой? В компьютерной игре такое зачастую невозможно, а вот в ролевой игре общение со «сценаристом» происходит в момент принятия решения — все сидящие за столом, включая ведущего, и являются сценаристами.
Компьютерные игры рассчитаны на широкого потребителя, поскольку их жизнь зависит от продаж, а ролевые - это хобби для 5-6 человек, созданное специально для них.
Ещё ролевые игры отлично развивают воображение. Не все можно отобразить на экране, многие вещи люди любят представлять сами.
-Подростков очень часто ругают за то, что большую часть свободного времени они проводят в компьютере. Вы тоже немало времени проводите за играми. Так ли это плохо?
- На мой взгляд, вред от компьютерных игр слишком раздут и преувеличен. Дети уходят за компьютеры, потому что это отличное мультимедийное устройство: оно позволяет учиться, смотреть фильмы, общаться и играть в игры. Поэтому создается иллюзия, что дети постоянно делают что-то одно - «сидят в компьютере».
Если же подросток уходит в компьютерные игры с головой, это точно не вина технологии. Значит, детям не хватает общения с родителями и у них что-то не получается в отличие от игры, которую можно пройти и «прокачаться». Любое хобби, в котором мы преуспеваем, быстро становится частью нас, и само по себе увлечение книгами или кино не делает нас зависимыми или «наркоманами». Также многие забывают, что чрезмерные нагрузки в спорте могут подорвать здоровье. Но чрезмерное увлечение компьютерными играми - сигнал для родителей к тому, что нужно стать ребёнку не только наставником, но и хорошим другом.
- В ролевых играх каждый выбирает себе персонажа с набором определённых качеств и «живёт» с ними от нескольких недель (пока длится игра), до нескольких месяцев. Как влияют выдуманные персонажи на реального человека?
- Мы совсем не похожи на зомби или некоторых ранних представителей ролевого движения, которые утверждали, что они являются эльфами или инопланетянами в реальной жизни — это такой же нонсенс, как признание актера, играющего Чичикова из поэмы Гоголя «Мертвые души», коллежским асессором. Современные ролевики разделяют жизнь и игру, хотя она всегда где-то рядом с нами примерно также, как «Песнь Льда и Пламени» постоянно на задворках сознания писателя Джорджа Р. Р. Мартина (это его серия эпических фэнтези-романов). Кстати, в штатах Мартин известен как один из самых знаменитых ролевиков нашего времени, но это не значит, что он бегает по улице со щитом и мечом в смешном балахоне.
Иногда, переживая за персонажа, мы открываем в себе какие-то удивительные стороны, о которых раньше не задумывались. И это очень ценно, я считаю.