Кемеровский десятиклассник победил на всероссийском конкурсе «Школьная лига лекторов» и стал самым молодым советником министра просвещения. О том, что помогло достичь таких результатов, о планах и новой должности Егор Семёнов рассказал корреспонденту «АиФ в Кузбассе».
Учёба по личному плану
Лера Гизбрехт, kuzbass.aif.ru: Егор, какой была реакция вас и вашей семьи на победу в «Школьной лиге лекторов»? Почему вообще решили участвовать в этом конкурсе?
Егор Семёнов: Я был, конечно же, очень рад, мои родители тоже - они были на награждении. Это крупный всероссийский конкурс, общество «Знание» впервые в этом году проводило именно «Школьную лигу лекторов». Мне безусловно приятно, что я стал первым победителем.
Участвовать решил по совету моей мамы, она педагог, занимается работой с одарёнными детьми, составлением индивидуального маршрута развития и продвижением ребят из моей школы, поэтому «мониторит» подобные конкурсы. К тому же мне понравилась идея приехать в другой город не в качестве приятного бонуса за победу или участие в конкурсе, а в качестве лектора. Это более полезно.
- Всегда интересно о узнать о семье победителя, особенно такого юного. Чем занимаются родители? Как проводите вместе время? Кто повлиял на увлечение наукой?
- Моя мама - заместитель директора школы, она курирует олимпиадное и конкурсное движение, организует работу ребят в рамках научно-практических конференций, занимается развитием персонализированного образования - другими словами, ищет возможности помочь каждому стать успешным. Отец работает в Кузбасском техникуме архитектуры, геодезии и строительства. С мамой мы любим поговорить - про современную культуру, образование. С отцом тоже, но чаще про бухгалтерию, гражданское право, ведение бизнеса и общение с людьми.
- Вы учитесь в кемеровской школе №14 - обычной школе, не лицее или гимназии. Как вы получили такие знания, которые привели вас к победе?
- Мне во всём помогала мама и мои наставники из КузГТУ - из центра «УникУм» фонда А. Мельниченко. Также раньше я много работал с КемГУ и региональным центром «Сириус. Кузбасс» . Я занимаюсь по индивидуальному учебному плану, с уклоном на физику, обществознание, биологию и историю. Это позволяет мне углубленно изучать выбранные мною предметы, много работать с преподавателями, в том числе индивидуально.
На мой взгляд, многоформатность моего учебного плана лучше элитарности лицеев и гимназий. Там прекрасно готовят к экзаменам, преподают олимпиадную программу, но заниматься научной и общественной работой значительно сложнее, а кое-где вообще невозможно. Я за мобильность в получении образования.
- Вы участвовали во многих конкурсах. Какой вам запомнился больше всего?
- Я люблю «Большие вызовы» - главный научно-технологический конкурс страны, потому что он позволяет заниматься действительно актуальной научной деятельностью на университетской базе. Таких возможностей, которые представляются участникам смены образовательного центра «Сириус», обычным ребятам найти сложно. Также люблю «Школьную лигу лекторов», участие в ней отточило мои навыки публичного выступления.
- Почему вам нравится заниматься лекторством? Были ли какие-то интересные случаи?
- Меня всегда радует, что есть много людей, готовых слушать популярные лекции. Запомнилось, как в Красноярске меня спросили о применении биополимеров в жизни как в видеоигре (имеется ввиду внедрение в организм, восстановление сломанных ДНК, как следствие продление жизни и улучшения физической формы человека): когда такое будет возможно? Мне было интересно обсудить это с аудиторией, потому что для меня это нетипичная тема. Меня очень вдохновляют подобного рода дискуссии, я заряжаюсь от интереса слушателей к моей лекции и от их готовности размышлять.
Что посоветовал министру?
- Вам уже сообщили, какие обязанности будете выполнять в качестве советника министра?
- Я только начинаю осознавать происшедшее и вникать в то, чем буду заниматься. Пока я знаю только о том, что буду выдвигать, собирать и дорабатывать предложения по улучшению системы образования - школьного, дополнительного и среднего профессионального. Также, очевидно, будет определённая публичная и парламентская общественная работа - буду высказываться о происходящих в стране и в регионе событиях в сфере образования на открытых обсуждениях. Одни из важных вопросов, которые придётся решать, - это общение между регионами, частные вопросы школ и уменьшение конкуренции между школами в пользу повышения качества образования.
- Как собираетесь совмещать новую должность и учёбу в 11 классе?
- У меня в планах сформировать команду помощников по стране, с которыми будем обсуждать инициативы, проблемы и искать пути решения. Поскольку я нужен, грубо говоря, для связи между школьниками и чиновниками, команда и системный подход поможет всё успевать.
На меня сильно повлияла мама: она всегда старалась вызвать у меня интерес к учёбе, более углублённому изучению всего на свете.
- С чего началось ваше общение с министром просвещения Сергеем Кравцовым?
- Мы говорили первый раз на заседании всероссийского экспертного педагогического совета в онлайн-формате. Сергей Сергеевич мне показался учтивым, интеллигентным и умным человеком, открытым в общении, видна его приближённость к детям, к молодёжной политике. Я раньше не участвовал в такого рода мероприятиях, мне всё это было в новинку.
- Удалось ли уже что-то посоветовать?
- Я предложил продвигать идеи общества «Знание» на базе всех школ, возможно, в рамках сотрудничества с российским движением детей и молодёжи «Движение первых». Это необходимо для привлечения аудитории и проведения более качественной аналитики. Я предложил обратить внимание на развитие проектной деятельности, мотивации учеников дополнительными баллами. В перспективе на 10-15 лет я вижу это очень актуальным направлением. Школа должна быть местом для личностного роста, для возможности получения опыта учебно-профессиональных стажировок, которые бы помогли ребятам в профессиональном самоопределении. Именно это, на мой взгляд, будет формировать у школьников осознанный выбор профессии.
- Как поменялась ваша жизнь после назначения на должность?
- Она стала ещё более бурной, я почувствовал, как уплотнился мой график. Мне открылся доступ к мероприятиям, на которые я, как обычный школьник, никогда бы не попал. Я рад, что могу давать обратную связь, привлекать внимание к актуальным вопросам.
Регион для старта
- Видите ли вы своё будущее в Кузбассе? Это для вас край возможностей или всё же нет?
- Да, в том числе. Я хочу развивать промышленность Кузбасса - построить здесь предприятие по переработке пластиковых твёрдых бытовых отходов, резины, неодимовых магнитов. Это точно продвинет наш регион, потому что переработка позволит производить целый спектр продуктов - этиленгликоль, азотные удобрения, ценные химические компоненты, битум, металлорганические каркасные структуры различных типов. Можно выделять редкоземельные элементы, а также производить спортивный инвентарь. Я точно уверен, что это не край моих возможностей – амбиций у меня ещё много. Но для старта это прекрасный регион. Я люблю Кузбасс и хочу, чтобы он молодел и рос, чтобы процветал и развивался! Горжусь своей малой родиной!
- Куда хотите пойти учиться после школы?
- В национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» на материаловедение. В качестве второго высшего хочу дойти до степени кандидата наук в политологии или философии.
Материаловедческое образование необходимо мне для более качественного внедрения собственных проектных разработок. Считаю, что моё призвание – технопредпринимательство. Думаю, что на сегодняшний день эта отрасль очень важна, потому что страна обретает технологическую независимость, и ей нужны будут такие люди, как я, для развития и обслуживания предприятий.
Политология также будет актуальна, но для более зрелого «меня». После достижения успехов в бизнесе я хочу пойти в крупную политику - мне это интересно.