Ещё в школе уроженец Туркмении Амангельды Тулеев окончательно решил стать машинистом паровоза. Окончив учёбу с красным дипломом, он отправился туда, где тяжелее всего — в Сибирь, в Мундыбаш, позже ставший ему родным и даже святым местом.
Именно профессия железнодорожника привела Тулеева к власти, сделав одним из самых узнаваемых политических деятелей современной России.
«Ворота моей жизни»
«Он очень уважал тех, кто хорошо работал. Вывел станцию Мундыбаш на новый рубеж. Помогал людям в бытовых вопросах. Надо было ребёнка, например, в больницу определить на лечение, он делал это. Сено привезти — пожалуйста. Человек у него был всегда на первом месте».
«Он говорил: «Меньше верь своим ушам, больше — своим глазам».
«Память об Амане Гумировиче была, есть и останется».
Так о дважды почётном железнодорожнике Амане Тулееве вспоминают коллеги из Таштагольского района, которые застали начало пути будущего губернатора Кузбасса на железной дороге.
«Для меня Мундыбаш стал не только местом работы, но и, образно говоря, станцией, через которую шли поезда моего гражданского становления. Горную Шорию иногда называют южными воротами Кузбасса. Горная Шория стала и воротами моей жизни», — писал Тулеев в своей книге «Преодоление».
А в 1988 году Аман Гумирович стал «железнодорожным генералом», как сам себя называл - его назначили начальником Кемеровской железной дороги.
«Мне нравились новые масштабы и новые задачи. Порой приходилось идти на решительные шаги, принимать нестандартные решения, но они всегда выверялись с особой тщательностью», — писал Тулеев.
Уголь стали вывозить
Бывший заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению Сергей Макаренко подтверждает: Аман Гумирович огромное внимание уделял вопросу увеличения вывоза угля из Кузбасса ж/д транспортом.
Будучи губернатором, Аман Тулеев инициировал совместно с начальником ЗСЖД Александром Целько строительство в Кемерове детской железной дороги, первая очередь которой открылась в 2007 году. ДЖД стала самой современной в России по уровню технической оснащённости — на дороге протяжённостью З,72 км и шириной колеи 750 мм размещены станции «Пионерская», «Городская» и разъезд «Притомский».
Летом там работает два состава, в каждом из которых по три 36-местных вагона. Именно здесь учатся будущей профессии юные школьники-железнодорожники из Кемерова.
Благодаря Тулееву жители Юрги перестали жаловаться на разрушающиеся дома и постоянный грохот из-за перегона техники для воинских эшелонов, которая раньше ехала через весь город. В итоге к станции Юрга построили подъездной путь, что решило многолетнюю проблему.
Предложение Тулеева сократить число операторов грузовых вагонов позволило увеличить отгрузку угля.
«После того как весь подвижной состав стал собственным, появилось много грузовых операторов — владельцев подвижного состава. Все собственники вагонов заводили порожние полувагоны в Кузбасс в надежде на погрузку. При условной норме 8000 вагонов на подъездных путях там их находилось до 20 тысяч. Тогда Аман Гумирович предложил определить не более 100 собственников из 2000, которые могут работать в регионе, при условии не более четырёх собственников на каждой ж/д станции. Это позволило повысить уровень погрузки по всем грузоотправителям. Экономика встала в нормальное русло», — вспоминает Сергей Иванович.
Уголь — главная экономическая составляющая Кузбасса. Тулеев относился к горнякам ответственно. Бывший управляющий делами областной администрации Александр Мартусов, отработавший с Аманом Гумировичем 26 лет, говорит, что он был из таких людей: сказал — сделал.
«Когда в Анжеро-Судженске шахтёры сели на рельсы, а поезда встали, я выехал туда с Аманом Гумировичем. Только он начал говорить - все замолчали. Он пообещал, что ни одна шахта не закроется, а какая закрылась - откроется. Так и было. Шахтёры ему поверили, разошлись, и поезда пошли», — говорит Александр Николаевич.
Он, как и железнодорожники, вспоминает, что в приоритете у Тулеева всегда были люди — губернатор мечтал, чтобы молодёжь двигала регион вперёд, но и не забывал про пенсионеров.
«Тулеевский социализм», распространившийся позже на всю страну, отмечает и его бывший заместитель по финансовой части Александр Микельсон: «Когда он пришёл в июле 1997 года, такая была безнадёга… Зарплата не выплачивалась по году. Учителя и врачи торговали на рынках. Сельское хозяйство находилось в состоянии клинической смерти. Дороги — да ничего не строилось! Тулеев пришёл, влил такую уверенность, последовательную позицию, которая позволила нам впоследствии вытащить Кузбасс».
Добрые труды — ежедневно
Обстоятельность и изобретательность Тулеева вспоминает и бывший глава Таштагольского района Владимир Макута. Говорит, Аман Гумирович всегда приезжал с ночёвкой, посещал все предприятия, социальные объекты и стройки. Пока добирались с места до места, губернатор успевал проанализировать прошлую ситуацию и дать по ней нужное поручение.
А в конце 90-х горнорудный Таштагольский район и вовсе задышал по-новому, когда Тулеев придумал искать Снежного человека на склонах за награду и развивать гору Зелёную, чтобы уходить от моноэкономики. Первый подъёмник Шерегеша до сих пор катает туристов на Алтае.
«Поверье про йети не на пустом месте появилось. У шорского народа всегда были духи, которые поддерживали тех, кто живёт в тайге. Йети как раз такой положительный дух. Экспедиции, побывавшие в Горной Шории, подтвердили наличие какого-то существа, которое помогает добрым людям, а злых не пускает в лес. Йети остался в народе, в фольклоре. От нас зависит, продолжать поддерживать интерес к нему или нет», — заверяет Владимир Николаевич.
Вместе с Макутой Тулеев не раз летал к Агафье Лыковой, «хозяйке тайги», и был поражён её жизнью: «Считаю, такая жизнь - это урок и укор тем, кто оставляет после себя отравленный воздух и отравленные мысли, мёртвые реки, вырубленные и сожжённые леса, пустые души, не знающие любви к родной Земле».
Агафья же вспоминала, как Тулеев ей помогал, дважды привозил цветы и доставлял на Горячий Ключ (целебный источник): «Дай Бог избавления от мук вечных - вот главное».
Хочется верить, что мук для него Там нет и не будет. Глава Кузбасской митрополии владыка Аристарх добавляет, что вопросы религии для Тулеева имели серьёзнейшее значение: Аман Гумирович благоустраивал святые источники в каждом городе и посёлке, активно строил храмы — вспомнить только собор Рождества Христова в Новокузнецке, который освящал сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Однажды Аман Гумирович сказал нам, что без веры в Бога жизнь на Земле теряет подлинный смысл, а время жизни для него — это течение, путь жизни к новым свершениям. Кто-то движется в жизни вперёд, кто-то стоит на месте в сомнении, а кто-то повернулся назад и катится вниз.
Трудно представить значение времени в другом смысле, кроме данного. Время как дар жизни человек должен употребить согласно влечению сердца, внушению совести, в которой звучит для личности Закон Божий. Люди должны найти во времени то, что их подлинно осчастливит, обогатит, возвысит. Время нельзя терять. Оно может осчастливить и оправдать, если употребишь его во благо, по вере в Бога, или принесёт мучения, если наполнишь его злыми делами», — заключает митрополит.
В преддверии профессионального праздника День железнодорожника мы вспоминаем об Амане Тулееве как о железнодорожнике, политике, крупном хозяйственном руководителе, но больше всего — о его отношении к людям. Человек был для него всегда на первом месте.


Похоронили эпоху. Как в Кузбассе прощались с Аманом Тулеевым
Прощай, народный губернатор! Как Аман Тулеев искал йети и успокоил шахтёров
Что дарили экс-губернатору
Кто придумал снежного человека? Тулеев рассказал про йети-манию