«Наши люди в булочную на такси не ездят - они летают на вертолёте!» - так шутят жители отдалённых посёлков в Таштагольском районе Кузбасса. Причём и в булочную, и в банк, и в больницу – только на МИ-8.
Вертолёт по расписанию
Аэромаршрутка ходит по расписанию – раз в неделю по понедельникам. Старожилы вспоминают, что до 1990-х годов самолёты АН-2 по восемь рейсов в день делали, а вертолёты - по четыре. Сейчас такого количества и в месяц не наберётся, да и надобности нет. «В посёлках работы нет. Там живут практически одни пенсионеры. А те, у кого есть хоть какое-то пособие, выше 5 тыс. не получают. Они до сих пор живут охотой, рыбалкой и собирательством, коней держат, огороды», - рассказал командир авиаэскадрильи вертолётов МИ-8 Андрей Ничипорович.
По факту же себестоимость провоза одного пассажира на несколько порядков выше. Разницу компенсирует местный бюджет - под 27 млн руб. в год набегает.
Продукты, пенсии…и прокурор
«Казалось бы, вертолёт – небольшая диковинка, но с ним в посёлки приходит жизнь. Прилетел вертолёт: кто-то привёз стекло – будут новые окна, к кому-то прилетели в гости родственники – тоже радость. Привезли пенсии, почту – всё нужно, - говорит глава Таштагольского района Владимир Макута. – Благодаря вертолёту жители могут съездить в город, решить вопросы по оформлению документов, сходить в больницу, другие задачи решить». Например, на неделе на авиамаршрутке в Мрассу прилетал зампрокурора, провёл личный приём, на который пришли трое жителей. «Таёжные» вопросы мало отличаются от городских: как недвижимость оформить и дом содержать. Там же прошло выездное заседание суда – рассматривалось уголовное дело по уклонению от административной ответственности.
В год кузбасская авиамаршрутка перевозит порядка 1200 пассажиров и 16 тонн грузов – продукты, хозяйственную утварь, стройматериалы.