Но теперь дело, кажется, разрешилось. Со дня на день ей будет вручён долгожданный российский паспорт. Корреспондент «АиФ-Кузбасс» поговорил с легендарной гимнасткой Марией Филатовой о том, какие чувства она испытывает после возвращения на родину, узнал о ее спортивном прошлом, будущем и жизни в США.
Наталья Попова, «АиФ-Кузбасс»: – Мария Евгеньевна, какие чувства Вы испытываете сейчас, когда, наконец-то, долгожданная мечта, можно сказать, сбылась: Вы станете гражданкой России?
Мария Филатова: – Радости от этого особой нет, эйфория давно прошла. Я получаю документ, который мне по праву должен быть выдан, ведь я родилась и выросла в России. Это не касается моих заслуг. Знаете, я заметила: всё, что связано с оформлением документов, у меня вызывает проблемы. Доходит до смешного: в Америке мы все работали по контракту, а рабочую визу можно продлить только дважды. Далее нужно было оформить «зелёную карту» – вид на жительство, так я её ждала целых девять лет! Этот случай достоин Книги рекордов Гиннесса. Конечно, у меня была возможность сделать и американское гражданство, но мне было обидно: почему я, рождённая в Сибири, не имею права вернуться на Родину?
– И вот Вы уже несколько месяцев живёте в Ленинске-Кузнецком, с тех пор как началась процедура оформления документов для получения российского гражданства. Вы узнаёте город, в котором не были почти 20 лет?
– Я много лет была невыездная, но не могу сказать, что всё это время находилась в полной изоляции. Я постоянно общалась с земляками по телефону, в соцсетях, по скайпу, поэтому произошедшие с тех времён изменения, когда я увидела город, особого удивления у меня не вызвали. Раньше, по молодости, когда нужно было растить ребёнка, хотелось чего-то другого, большего. Собственно, это и послужило причиной отъезда за границу.
Я стала работать по контракту сначала в Ирландии, а потом и в США. Теперь материальная заинтересованность уходит на второй план. В принципе, я и раньше не была сторонницей вещизма. По магазинам-то ходить не люблю, покупками преимущественно муж занимается. Всегда хотела, чтобы в моей жизни было главное – зал гимнастики, где, можно сказать, родилась, и дом. Это для меня оптимальный вариант. Ленинск или другой город – сейчас мне это неважно.
– Почему неважно? Ведь здесь похоронена ваша мама, старший брат и ваши тренеры… Не хочется об этом говорить, но Вы даже проститься с ними не смогли.
– Да... Я здесь родилась, училась в школе № 18, жила на улице Пушкина.
Папу не послушала
– А Вы помните, кто привёл Вас в гимнастику?
Потом получилось так, что мы с папой уехали в отпуск в Саратов, а когда вернулись, узнали, что нашу группу, где занимались вместе и мальчики, и девочки, расформировали и создали отдельно для мальчиков и отдельно для девочек, но они были переполнены. Папа сказал, что опоздали и ничего не поделаешь, на что я ответила: «Ты можешь ехать домой, а я останусь». Я стояла там до тех пор, пока меня не записали. Сначала тренером у меня была Татьяна Ивановна Иванова и только потом – Галина Николаевна Маметьева.
– Именно супруги Маметьевы сыграли в Вашей жизни определяющую роль?
– Если бы не они, не было бы ни зала гимнастики, одного из лучших в стране, ни меня как олимпийской чемпионки…
– Как получилось, что Вы после столь успешных выступлений разных уровней всё же с ними расстались и уехали из Ленинска-Кузнецкого?
– Перед Олимпийскими играми Галину Николаевну и Иннокентия Ивановича Маметьевых не стали вызывать на сборы в Москву, на базу «Круглое озеро», так как у них на некоторые вещи была своя точка зрения, которая не совпадала с мнением вышестоящих чиновников от спорта. Меня стали кидать от одного тренера к другому. Меня такое положение дел не устраивало. В итоге передо мной встал выбор: либо в Москву, либо в Минск. Выбрала Минск. Я ещё хотела тренироваться и выступать, а мои тренеры остались в Ленинске, стали невыездными.
Спортсмен стоит денег
– Там, в Минске, Вы вышли замуж?
– Да. Александр Курбатов тоже спортсмен. Но родом он из Кирова. Сначала был гимнастом, а заканчивал спортивную карьеру акробатикой. Там у нас родилась дочь Саша. Она также стала гимнасткой. Сейчас ей 27 лет, и она тренирует детей в Америке.
– У Вас в США своя спортивная школа гимнастики? Мария Евгеньевна, есть отличия гимнастики американской и российской?
– Я могу сказать одно: Америка из Советского Союза вытянула самое лучшее, а Советский Союз нет. Вообще, гимнастика не отличается от других видов спорта. Везде нужны работа, самодисциплина и порядочность по отношению к себе и окружающим. Главное для меня, и чего мы придерживаемся в работе своей школы, – делать так, чтобы все дети, которые приходят к нам заниматься, полюбили гимнастику.
И я считаю, что мы этого добились. Никто из тех, кто прошёл через наши руки, не может сказать: «Я ненавижу гимнастику». Одно поколение уходит, на смену ему приходит другое. Наши выпускники приводят своих детей. Важно ещё и то, что в Америке работают только частные школы, а это значит, что все занятия только платные.
Ведь мне нужно заплатить за аренду зала, украсить его, вести документацию, выполнять и другие обязанности. В общем, все должности в одном лице. Точнее, нас трое: я, муж и дочь. В спортманеже Ленинска все тренировки для детей бесплатные. И это есть только в России!
– Мария Евгеньевна, уже почти два месяца Вы тренируете наших детей. С кем легче находить общий язык – с американскими спортсменами или с русскими?
– У гимнастики нет языка, нет нации, все дети абсолютно одинаковые. Они смеются одинаково, плачут одинаково, им больно одинаково. Что мне нравится в американцах, так это то, что они любят учиться. И делают они это постоянно. Ещё один акцент можно сделать на том, что американцы свою мечту пытаются осуществить с помощью родителей и тренеров. Кроме того, зачастую сам ребёнок идёт подработать в 13 лет, чтобы заработать деньги и оплатить частные уроки. У нас предлагаешь прийти на дополнительное занятие абсолютно бесплатно – нет, не идут.
Там нет такого понятия, чтобы кто-то что-то сделал за тебя. Некоторые удивляются, видя, какие деньги получают, например, американские олимпийские чемпионы, сравнивают с нашими. Не стоит забывать, что, прежде чем добиться больших результатов в спорте, в них родители вкладывают огромные средства. И ещё один момент. Наверное, у нас думают, что у детей в США есть только права и нет обязанностей. На самом деле они их знают и исполняют.
Гимнастика и этика
– Видимо, там дети быстрее взрослеют?
– Ну что вы! И в этом они такие же, как наши. Такие же хохотушки и шутники! То, что вкладываешь в них, то они и впитывают. Но это тяжёлая совместная работа и родителей, и тренера – воспитать хорошего спортсмена и человека.
– Много времени и сил Вы уделяете педагогике?
– Она неотрывно связана с тренерской работой. Нужно многое объяснять детям и о многом разговаривать с родителями. Поэтому, если руководство Кемеровской области решит и посчитает целесообразным и полезным, то я готова реализовать мою идею – ездить и читать лекции по школам, чтобы научить детей, так сказать, тому, что такое хорошо и что такое плохо, ориентируясь на собственный жизненный и спортивный опыт. Ведь молодёжь часто выискивает в Интернете только то, что хочет, а не то, что нужно знать. Я считаю, что теперь именно в этом моё предназначение. Закончился определённый этап в моей жизни…
– А это значит, что, получив паспорт, Вы остаётесь жить и работать в Ленинске-Кузнецком? А как же Ваши супруг и дочь? Они одобряют ваш выбор?
– Одобряют. Я, получив паспорт, полечу в Америку, чтобы помочь оформить документы мужу, и вернусь обратно.
– Теперь Вы спокойны и уже не будете испытывать ностальгию по Родине?
– Теперь у меня там остаётся жить и работать моя дочь. Но я смогу летать туда в любое время. Здесь наши судьбы похожи. Я не видела очень долго свою маму, теперь, видимо, очередь Александры жить вдали от меня.
24 марта Мария Филатова получила из рук губернатора Кемеровской области Амана Тулеева российский паспорт, а также была удостоена звания «Почётный гражданин Кемеровской области». Подробнее>>>