УНИКАЛЬНОЕ место недалеко от Малиновки в Чебулинском районе может претендовать на звание туристической жемчужины Кузбасса. Больше четверти века назад военные здесь устроили настоящий атомный взрыв, от которого стекла повылетали даже в тисульских домах. Гордиться этим или нет? По крайней мере, нужно извлекать из этого хоть какую-то пользу.
ТОТ ядерный взрыв пользы простым людям не принес, как, к счастью, и вреда. На глубине примерно 700 м сработал заряд делящихся материалов мощностью 10 килотонн (по данным, которые можно найти в Интернете) - на три килотонны меньше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Согласно гипотезе ученых, от взрыва под землей образовался гигантский шар, ограниченный толстой коркой из оплавленной породы. Все продукты взрыва считаются похороненными в этой могиле.
По словам Константина ГРОМОВА, доктора медицинских наук, академика РАЕН, взрыв 1984 года дал геологам понятие о размерах и особенностях расположения самого крупного в мире месторождения урана. И все. Само месторождение пока особого интереса не представляет, т. к. урана промышленности и так достаточно. Правда, к месторождению с десяток лет назад геологи снова проявили интерес, даже разработали метод извлечения урана - заливать в скважины концентрированную серную кислоту, а потом выкачивать получившийся за 135 дней "коктейль". Всего в землю Чебулинского района вокруг места взрыва было залито 90 тонн олеума. Но и тогда дальше вердикта, мол, содержание урана в руде действительно высокое, дело не пошло: в ближайшие десятилетия месторождение урана стране не понадобится.
Взорвали и забыли. Теперь бы хоть экскурсии к тому месту собирали. Кому не интересно посмотреть на место ядерного взрыва? По крайней мере, наш ядерный взрыв был самым безопасным взрывом в Союзе. Эдуард Алукер, доктор физико-математических наук, профессор, говорит, что если при землетрясениях наши дома стоят, то и колба, образовавшаяся от взрыва, выдержит, не сломается. Он обследовал то место, зафиксировал штатный радиационный фон.
На вопрос, зачем было ставить под угрозу загрязнения огромную обжитую территорию области, Константин Громов отвечает, что раньше и знания были другими. Только теперь приходит понимание опасности этого акта. А тогда была одна цель - сэкономить деньги, которые пришлось бы потратить на традиционные исследования месторождения.
- Больше вреда нам принесли взрывы на Семипалатинском полигоне, на Новой земле, на озере Лобнор в Китае, - говорит профессор Громов. - Кстати, жители Алтайского края добились от правительства выплаты компенсаций за воздействие Семипалатинского полигона, а кузбассовцы, даже те, которые живут на границе с Алтайским краем, никаких компенсаций не получают. У нас есть данные, на какие территории, какие вредные факторы воздействуют, они собраны на карте. Но и сегодня эти данные никому не нужны.
Заводы опаснее взрывов
ЗНАНИЕ о ядерном взрыве в Кузбассе, возможно, подтолкнет общество к началу дискуссии на тему экологии. Радиофобия - это серьезная вещь. А радиоактивное заражение местности возможно не только при ядерном взрыве. Каждый завод - это источник повышенной опасности для людей, которые живут вокруг. Вовсе нечем гордиться, когда до работы можно добраться пешком.
- У меня есть американский атлас по тяжелым металлам, радионуклидам. Там точек в 10-15 раз больше, чем на нашей самой точной карте, - продолжает Константин Громов. - И нам бы такой же атлас нужно иметь. Промышленные предприятия Кузбасса дают колоссальный объем выбросов, которые остаются в среде обитания человека. А мы выращиваем зерно, ведем огороды, не зная, где и что можно размещать. И никто этим не интересуется. Города продолжают развиваться на неблагополучных территориях. Лесная Поляна и Рудничный район Кемерова стоят на тектоническом разломе - зоне риска повышенного выделения радона. Центральная часть Новокузнецка вообще находится в котловине. Там жить и рожать опасно, т. к. большая часть района находится, по сути, в санитарно-защитной зоне. А есть еще развивающийся Новоильинский район в 300 метрах от "ЗапСиба".
По мнению Константина Громова, тут действует экономическая составляющая. Не будет же никто тянуть коммуникации до экологически чистого места. Дешевле построить там, где все уже подведено. А вред от выбросов, газов, радиации... Как оценить его в рублях, чтобы сравнить с экономией?
Смотрите также:
- Дышать стало легче. Какие экологические проблемы существуют в Кузбассе? →
- Лариса ПАВЛОВИЧ: "За токсичными сбросами нужен контроль" →
- Почему над Кемерово стоит смог? →