Валерий КИМЕЕВ: "Между музеем и туристами нужно в первую очередь проложить дорогу"

   
   

В эпоху Средневековья берега Томи населяли древние тюльберы. И сегодня у кузбассовцев есть возможность посмотреть, как жили их предки, познакомиться с их традициями и обрядами. Музей-заповедник "Тюльберский городок" - это реконструкция средневекового городища. Он давно мог стать объектом для туризма. Но почему этого до сих пор не произошло, рассказывает директор музея-заповедника доктор исторических наук Валерий КИМЕЕВ.

- Валерий Макарович, что известно о тюльберах? Как они оказались на территории Кузбасса, как жили?

- Существует две теории. Согласно одной, тюльберы, а по-другому их называют тюльбердинскими татарами, пришли к нам с берегов Оби, где в настоящее время расположен город Бердск. Другая точка зрения - тюльберы жили на территории

Республики Тыва, но под давлением монгольского государства в IX-XI вв. ушли жить в Хакасию, а оттуда по Томи пришли к нам.

О тюльберах мало что известно. Они жили оседло, вели комплексное хозяйство. Те, кто жил в более степных районах, - это сегодняшние деревни Шевели, Сарапки, Панфилово - занимались скотоводством, ручным земледелием. Тюльберы, которые жили по берегу Томи в районе Старочервово, Елыкаево, занимались охотой, рыболовством.

В начале XX века ученые заинтересовались малочисленными народами: изучили шорцев, телеутов, но к этому времени ни одного тюльбера на территории Кузбасса не осталось, потому что одна часть тюльберов обрусела, другая вошла в состав телеутов.

- Проводились ли какие-то раскопки на территории бывшего поселения тюльберов?

- Городище носило культовый характер, оно было предназначено для совершения языческих обрядов. Тюльберы не жили там постоянно. В конце 90-х Кемеровский государственный университет забрал территорию нынешнего "Тюльберского городка" для изучения. Вместе со студентами преподаватели вуза проводили раскопки. Выяснили планировку городища: где располагались жилища тюльберов, места сжигания усопших. Нашли что-то вроде металлургических печей, где обитатели городища плавили руду и из нее делали ритуальные изделия. Тюльберы сжигали умерших, и даже в жилищах тюльберов, согласно раскопкам, были печи для этого ритуала. Пепел помещали в маленькие кованые изделия в виде кинжалов и отдавали родным, а они уже хоронили прах в курганах. Около бывшей деревни Порываевка, недалеко от "Тюльберского городка" мы откопали десять курганов и обнаружили такие же кованые изделия, как на городище. Из украшений нашли сердоликовую бусину и амулет в виде стопы человека.

Это единственное в области городище средневекового периода, которое сохранилось. Оно находится на берегу реки. Очень красивая природа, чистый воздух.

- На ваш взгляд, "Тюльберский городок" мог бы стать новым объектом для туризма в Кемеровской области?

- Привлечение туристов и было одной из целей открытия "Тюльберского городка" - так планировал глава Кемеровского района Анатолий Глебов. В то время осуществлялось и финансирование из бюджета. Но потом пришел другой руководитель района, и музей забросили. Даже закрыть хотели.

Безусловно, спрос туристов на посещение "Тюльберского городка" вырос бы, если бы о нем больше знали.

Чтобы привлекать туристов, надо хотя бы сделать дорогу. А нас уже пять лет не могут включить в план дорожного фонда. Асфальт заканчивается в Старочервово, а дальше - обычная грунтовая дорога, которую весной и в дождливую погоду размывает. За всю историю музея дорогу только один раз отсыпали щебнем, чтобы было легче проехать. Тогда и школьников на экскурсии возили, и туристам добраться до нас было гораздо проще. Сейчас водители школьных автобусов отказываются везти учеников, а сотрудники ГИБДД - сопровождать детей. Боятся не проехать и застрять в грязи. Несколько лет назад по Томи до "Тюльберского городка" ходила "Заря", сейчас этот речной маршрут закрыли. На территории музея нет ни гостиницы, ни кафе, где можно погреться, даже туалет находится на улице. И как в таких условиях принимать туристов?

- Вы преподаватель истории, общаетесь со студентами. Как считаете, знает ли современное поколение историю своих предков?

- Территория Кемеровской области заселялась в четыре этапа. Первый - аборигенный, люди жили на территории нынешнего Кузбасса с эпохи палеолита; второй - XVII-XVIII вв. - покорение земли воинственными народами, начинается строительство острогов. Третий этап - это конец XIX - начало XX вв. В это время территорию Кемеровской области заселяют вольные люди, причем не только русские, но и украинцы, чуваши, мордва. А четвертый, последний этап датируется XX веком. В Кузбасс приезжает народ для строительства шахт, заводов, дорог, городов и т. д., а также ссыльные немцы. Каждый год мои студенты пишут рефераты "Моя этничность", где рассказывают о своих предках. И согласно моим наблюдениям, те, кто приехал в Кемеровскую область в четвертый этап, и сейчас заселяют Кузбасс. Эти люди строили новую жизнь, и им было не до традиций предков. К культуре относились не так трепетно. Событием для них были концерты и демонстрации.

Когда я занимался проектированием музея, был в поселке Ишим Яйского района. И спросил у одной старушки, нужен ли музей для сохранения истории. Она мне ответила, что из старожилов она осталась одна, а тем, кто вновь приезжает жить в поселок, совершенно безразлично то место, где они живут.

Смотрите также: