Машины вместо платьев. Автоспорт закаляет характер

На гоночной трассе - спортсмен, а в жизни Юлия - сдержанный и терпеливый водитель. © / Юлия Кох / Из личного архива

Внешне хрупкая, на трассе она чувствует себя ничуть не хуже заправского гонщика. Ей по плечу перевороты и заносы, и она может дать фору любому мужчине-водителю!

   
   

В День автомобилиста корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с гонщицей, а по совместительству с руководителем и инструктором автошколы Юлией Кох о том, как кузбассовцы ведут себя на дороге, чем интересен автокросс и почему на соревнованиях все равны.

Родилась пацанкой

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Юля, почему вы выбрали автоспорт, а, например, не танцы или что-то более подходящее для женщины? Что вас так там привлекло? Помните ли свои первые соревнования?

Юлия Кох: Я родилась в автомобильной династии. Папа и дядя с юных лет занимались автокроссом. Поэтому с детства любила ковыряться  с ними в гараже, ходила болеть за них на соревнованиях. А вообще я всегда была пацанкой: гоняла на гоночном велосипеде, лазила  в платьях по заборам. Мне всегда больше нравилось играть с мальчишками и техникой. За рулём я с четырёх лет! Конечно, крутила его на руках у папы, но мне было интересно. Моей детской мечтой всегда было желание поскорее вырасти, научиться водить и сесть за руль гоночного авто.

Первая машина появилась у меня в 21 год – это был ВАЗ-2108. Помню, до соревнований оставалась только неделя, а опыта вождения у меня никакого. Проехала для тренировки несколько кругов, чтобы почувствовать технику, трассу. Решила пока просто попробовать и… заняла третье место в своём классе!  Честно признаться, даже не ожидала.  Первый успех придал мне сил и стремления идти дальше.

Юлия родилась в автомобильной династии и с ранних лет занималась автокроссом. Фото: Из личного архива/ Юлия Кох

– Сложно ли женщине среди мужчин на автокроссе? Уступают ли вам дорогу? Относятся ли судьи более снисходительно? Есть ли у гонщиков свои приметы?

– Понятия мужчина и женщина на соревнованиях нет. Есть спортсмены, каждый из которых хочет победить. Это как в любом спорте – побеждает сильнейший. А примет много. У каждого они свои. Например, считается, что плохая примета перед гонками фотографироваться или давать интервью, хороших результатов не будет. Кто-то перед стартом машину моет, кто-то разговаривает с ней. Мой папа, например, никому не дает носить свой спортивный шлем, говорит, что он чемпионский, удачу можно спугнуть. А ещё среди участников до сих пор есть такое поверье:  если первый день соревнований был удачным, то на втором – она от тебя отвернется и наоборот.

   
   

– У вашего железного коня есть характер? Какой он?

Совершенно не строптивый! Машина меня слушается. Всегда разговариваю с ней и прошу не подвести. Вспоминаю случай. Однажды соревнования проходили в дождь, на трассе было много грязи. У нас с папой на две машины было два общих колеса. Поэтому за каких- то несколько минут нужно было снять колеса с его машины и поставить на мою. А время поджимает – до старта осталось совсем чуть-чуть. И вот буквально на последних секундах перед стартом папа обессилевший заканчивает свою работу, падает, а я стартую первой! Потом ещё несколько кругов была в лидерах. Конечно, не всегда у нас с ней взаимопонимание. Нравится мне отрабатывать заносы, но не часто получается. Ищу причину и работаю вновь.

Нас любят

– Популярен ли такой автоспорт в Кузбассе? Интересен ли зрителям, участникам? Вообще чем он полезен области?

– Сколько себя помню, на наши соревнования всегда приходит много зрителей. Болельщики всегда подходят к нам, желают удачи, поддерживают, поздравляют. Я думаю, людям, особенно водителям,  интересно посмотреть, как можно управлять техникой в таких экстремальных условиях. Это зрелищно! Участников тоже всегда хватает. Сейчас  в период пандемии, конечно меньше, но раньше их количество доходило до 70. Причём это люди самых разных возрастов: от 17 лет до 60 лет. Есть среди них и мастера спорта, и кандидаты, и разрядники. Людям нравится совершенствовать своё  мастерство. Если человек занимается автоспортом, например, кроссом, он лучше чувствует машину, профессиональнее ею управляет. А значит, и аварий на дороге будет меньше. Если он справляется  с такими заносами на гоночном треке, значит, и на дороге сумеет. Например, у меня такое было и не раз на дороге. Самый яркий пример – поездка зимой  в гололёд. Когда машину начинает заносить, многие водители просто теряются, а у меня все отработано до автоматизма – руки сами знают, что делать.

В таком спорте, как автокросс, не бывает без аварий и травм. Фото: Из личного архива/ Юлия Кох

– Наверняка такой спорт травмоопасен? Попадали ли сами в аварии? Было ли страшно?

– Скорость, азарт, желание победить – конечно, аварий и травм в таком спорте не избежать. Всегда стараемся обезопасить себя по максимуму: готовим машины,  надеваем специальные костюмы, шлемы, обувь. Сама два раза попадала в такие экстренные ситуации. Один раз у меня был переворот – я даже испугаться не успела, машина за считанные секунды вновь стала на колеса и поехала дальше. Вылетала и за ограждения: в пыли, отчаянной борьбе не справилась с управлением, получила небольшую травму. Страха нет, наоборот, есть желание работать над своими ошибками, чтобы больше их не повторять.

Кузбасские лихачи и леди за рулем

– Машины – это не только ваше хобби, но и работа. Расскажите об этом. Есть ли время заниматься любимым делом? 

– Я руковожу автошколой, а по совместительству ещё и инструктор.  Поэтому за рулем проходит большая часть моей жизни. Конечно, времени не хватает, но всегда стараюсь его находить не только на соревнования, но и тренировки. Чтобы быть в форме, нужно всегда оттачивать своё мастерство. У нас в Полысаево есть специальная гоночная трасса, где мы и тренируемся. Такая же есть в Новокузнецке и Киселевске.

– А какие они – наши кузбасские водители? Лихачи или любят ездить аккуратно? А какой вы водитель? Встречались ли вы с хамством на дороге? Как реагируете на него?

Водители очень разные – всё зависит от характера и воспитания. Есть самоуверенные, для которых кроме его самого на дороге никого не существует. Он и лихачит, и правила нарушает. Думает, что ас и всё может, а на самом деле не так. Таким я всегда советую: есть специальная гоночная трасса, на которой можно показать себя – гоняйте там! А на дорогах общего пользования будьте корректны и сдержанны, уважайте других водителей. Знаете, ещё ни один из таких не рискнул прокатиться по такой трассе.  Есть спокойные и терпеливые, которые водят машину аккуратно и не напрягают других людей.  Именно к таким отношусь и я.

Всегда стараюсь соблюдать правила, не тороплюсь, не кричу из окна, чтобы меня пропустили. Кстати, если сравнить женский и мужской стиль вождения, то второй более агрессивный. Вероятно, уже  с рождения мужчины думают, что они прирождённые гонщики, а женщины – хранительницы очага, им нужно вернуться домой, поэтому и осторожничают и перестраховываются на дороге.

– Юля, повлиял ли автоспорт на ваш характер и отношение к миру?

– Конечно, я стала более сдержанней и обдуманней ко всему подходить. Не рублю с плеча, а сто раз подумаю. Когда приезжаешь на соревнования, обязательно обходишь сам трассу, присматриваешься  к ней, прикидываешь, как бы проехал. Точно также и в жизни. А ещё автоспорт помогает мне в работе: люди видят, как езжу я на соревнованиях, и, наверное, больше доверяют как инструктору. Ведь я могу поделиться ещё и дополнительными знаниями, которые приобрела.

– О чем теперь мечтаете?

– Хочу принять участие в Чемпионате России и занять там первое место. Это будет новый уровень моего профессионального мастерства. Хочется понять, на что ты ещё способен, чего можешь достичь.

– Юля, что вы пожелаете водителям?

– Будьте внимательны на дорогах, уважайте друг друга, берегите себя и всегда возвращайтесь живыми и здоровыми к своим родным и близким! 

Досье
Юля Кох родилась в 1986 году в Полысаево. Окончила Институт экономики и связи в Кемерово, Томский государственный университет. В автокроссе принимает участие с возраста 21 года на ВАЗ-2108. Неоднократный призёр городских и областных соревнований по автокроссу, обладатель приза «Леди автоспорт». Директор и инструктор автошколы.