Почему у рабочих профессий престиж ниже нуля?

Фото: kuzbass.aif.ru

Предприятия, если позволяют квоты, приглашают на работу мигрантов, а выпускники местных колледжей и профессиональных училищ не спешат стать рабочими.

   
   

В ходе круглого стола в редакции «Аргументов и фактов в Кузбассе» специалисты службы занятости и образования, а также представители промпредприятий попытались выяснить, почему наши выпускники не только не стремятся начать трудовую деятельность на рабочих местах, да еще и не востребованы работодателями?

Ненужный разряд

Ежегодно в Кемеровской области 97 учреждений начального и среднего профессионального образования выпускают в среднем 14 тыс. специалистов по 168 специальностям.

– Только выпускники некоторых специальностей трудоустраиваются стопроцентно. Это специалисты по обработке металлов, операторы проката, электрослесари, строительные мастера всех категорий, трактористы, мастера по ремонту сельхозоборудования и тракторов, – рассказала Наталья СИДОРУК, и.о. начальника отдела учреждений профессионального образования департамента образования и науки. – Выпускники других специальностей, не нашедшие своего работодателя, обращаются в центры занятости населения либо идут на переподготовку и повышение квалификации.

Учитывая, что, по статистике службы занятости за 2011 год, в регионе было 170 тыс. свободных вакансий, предприниматели и предприятия должны выстраиваться в очередь и расхватывать 14 тыс. выпускников по рабочим местам, как горячие пирожки. Тем более что 80% представленных на рынок вакансий – это рабочие профессии: строители, повара, горняки. Но работодатели не торопятся приглашать к себе выпускников, так же как и выпускники неохотно рассматривают предложения о работе на заводах и стройках. У работодателей на этот счет свои причины.

– Дело в том, что выпускники профучилищ по завершении обучения получают третий разряд и когда они приходят на биржу труда, то оказывается, что квалификации для трудоустройства на большинство предлагаемых рабочих мест недостаточно, – пояснил Дмитрий МЕЛЕШКИН, начальник отдела организации трудоустройства и оказания услуг работодателям департамента труда и занятости населения Кемеровской области. – На предприятия и стройки требуются работники с четвертым, а то и с шестым разрядом. Людей без опыта устроить сложнее всего.    
   

Начинающий рабочий

Переучивать новичков на предприятиях соглашаются неохотно. Пока из выпускника получится неплохой специалист, пройдет не меньше полугода. Чтобы его обучать, нужно дать ему наставника, отвлечь опытного мастера от работы, доплачивать ему, другими словами – тратить деньги и ставить под угрозу производственный план.

У студентов свои резоны: труд рабочего тяжел и требует производственной дисциплины, а первоначальная оплата чуть выше прожиточного минимума. Престиж профессии «начинающего рабочего» – на нуле. Стоять у станка по локоть в мазуте или на стройке в пыли за 8-10 тыс. хотят немногие.

– Приглашая молодежь на работу, предприятие очень рискует, – комментирует Валерий САФРОНОВ, начальник отдела кадров ОАО «Кемеровский механический завод». – Квалифицированные специалисты в любой профессии получают хорошо, но до этого нужно доучиться. Те, кто приходит, чаще всего к работе относятся халатно, бывают и прогулы. Тратишь на вчерашнего выпускника время, предлагаешь ему стимул: вот тебе стипендия плюс плата за выработку нормы – как стараешься, столько и получишь. В итоге он месяц-другой поработает и уходит. Деньги и время на них потрачены зря. А мы план не сделали из-за того, что сотрудники на их обучение отвлекались.

Конечно, выходом было бы повышение зарплаты токарю или слесарю до 40 тыс. рублей, как вот сейчас платят полицейским. Тогда бы люди держались за место, и желающих обучаться было бы намного больше. Но бизнес не готов: нет возможности такой заработок предлагать всем в ущерб рентабельности. Работодателям проще заказать мигрантов, которые космическую зарплату не просят.

Свет в конце тоннеля?

Почему же профессиональные учебные заведения не готовят кадры требуемого уровня?

– Количество мест на факультеты по каждой из профессий ежегодно формируются из госзаказа, – говорит Наталья Сидорук. – Подготовка выпускников профучилищ на третий разряд определена образовательным стандартом – ГОСТом. Изменить требования или подход к обучению можно только на государственном уровне.

– Проблема еще в том, что экономическое развитие идет быстрее, чем обучение кадров, – отвечает Дмитрий Мелешкин. – Чтобы подготовить специалиста, нужно четыре-пять лет, за это время требования к сотруднику несколько раз меняются или ужесточаются работодателем. А спрогнозировать, сколько потребуется специалистов и с каким уровнем профессиональных умений, на такое время вперед работодатель не может. Отсюда такой диссонанс.

– Одним из существующих выходов, который хоть как-то поправляет ситуацию, является дополнительное профессиональное обучение, переподготовка на новую профессию, повышение квалификации на более высокий разряд по имеющимся профессиям, – комментирует ГАЛИНА ЧЕГЛАКОВА, начальник отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации департамента труда и занятости населения Кемеровской области. – И на такое обучение могут быть направлены лица, обратившиеся в центры занятости населения. Подготовка кадров соответствующего разряда занимает от полугода до 12 месяцев. Молодым людям при обучении дается максимум навыков и умений, которые необходимы по выбранной ими профессии. Конечно, обучение стоит немало денег. Но в данном случае государство готово помогать будущим налогоплательщикам: только за 2011 год за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели, по направлению центров занятости подготовку, переподготовку и повышение квалификации завершило около 8 тыс. безработных кузбассовцев, в том числе более 4 тыс. молодых людей. В период обучения они получали стипендию. Те из них, кто не имел стажа, ежемесячно получали по 1,1 тыс. рублей стипендии, а те, кто успел поработать, – 75% от прежней заработной платы, но не более 6370 рублей. Обучение осуществляется на учебной базе 117 образовательных учреждений, имеющих лицензию на право образовательной деятельности, как в Кемеровской области, так и за пределами региона.

– За 2011 год только наш центр обучил более тысячи человек, 70% из которых по направлению от предприятий и 30% – частные лица, которым мы помогли с трудоустройством, – рассказывает Зоя БУХАРИНА, заместитель директора по учебной работе учебного центра «Елена-Холдинг». – Мы работаем в связке с предприятиями и работодателями, к нам обращаются за специалистами напрямую, поэтому нам легче трудоустроить наших учеников.

Благодаря наличию таких центров проблема нехватки рабочих хоть как-то решается. Но стандарты образования под работодателей подгонять не спешат, потому что работодатели сами не знают, какими они будут через несколько лет. А заманивать молодежь в рабочие большими деньгами бизнес не собирается. Все ставки утверждены, и кадровый голод не настолько силен, чтобы драться с конкурентами за каждого выпускника.

Единственным лучом света в конце тоннеля кадровой неразберихи является государственная программа модернизации предприятий. Улучшение условий труда, снижение вредности производств, повышение безопасности труда, автоматизация процессов, правильная социальная политика в отношении рабочих, может быть, и заставят молодых людей мечтать не о месте в офисе, а о рабочей спецовке.

Смотрите также: