Сама Галина родилась в с. Малопесчанка Мариинского района. В 1996 г. она переехала в Вильнюс по приглашению литовской миграционной службы, поскольку отец её был из ссыльных литовцев. Почти каждый год женщина во время своего отпуска отправляется в очередное путешествие по сибирским архивам.
Клеймо поповской семьи
Маму Галины Валинчуте, Генриетту Соловьёву, по распределению направили в Енисейский район в 1956 г. работать в школе. «Рассказывая о своём детстве, она часто вспоминала о «клейме», которым наделили их односельчане, - «семья попа». Мамин отец, Николай Иванович Соловьёв, родился в 1908 г. в селе Жилинском Барнаульского уезда. Нам всем было известно, что он из семьи священника. Сохранились два снимка, где его отец Иван был в одеянии церковнослужителя», - рассказывает Галина.
Но никто не знал отчества нашего прадеда Ивана Соловьёва. И вот однажды двоюродная тётя Галины спросила: «А какое отчество у моего дедушки?» Тогда Галина решила составить общую родословную семьи Соловьёвых. В 2009 г. женщина выехала из Вильнюса в Барнаул в Государственный архив Алтайского края. Ей тут же показали «Справочную книгу по Томской епархии за 1909/10 год по 1 марта 1911 года». В ней на странице 502 и был ответ на вопрос: Иоанн Сергеевич! В этом справочнике Галина изучила алфавитный список всех церковнослужителей Соловьёвых. Их там оказалось 14 человек. На всякий случай выписала всех. Как оказалось, не зря.
Новые ветки
В дальнейшем Галина нашла информацию о родном брате Ивана Сергеевича – Василии. Родство мужчин женщина достоверно подтвердила через год в архиве Томска. А в первый день работы в алтайском архиве изучила данные Всероссийской сельскохозяйственной, земельной и городской переписи 1917 г. по селу Жилинскому Барнаульского уезда Белоярской волости. Из этого документа женщина узнала, что вдова Ивана Сергеевича Анна Артемьевна после его смерти осталась с четырьмя сыновьями и двумя дочерями.
«Оказалось, что прапрадед по прабабушкиной линии Артемий Трифонов был первым священником Аннинской церкви в с. Жилино. Из церковной метрической записи о бракосочетании Ивана и Анны в родословной Трифоновых-Соловьёвых появилась новая информация: братья новобрачных - ещё один брат Ивана и Василия - Александр и брат Анны – Александр Артемьевич», - рассказывает Галина Валинчуте. Открытым оставался вопрос: где родились Иван и Анна? Ясно было только то, что в Жилино их привело назначение на церковную службу: Трифоновых – в 1882 г., а Ивана Соловьёва – в 1891 г., когда его назначили псаломщиком после смерти первого священника.
Дальнейшие поиски привели Галину из Барнаула в Томск. «Работник алтайского архива посоветовал почитать «Томские епархиальные ведомости», выложенные в Интернет, и спасибо ему за подсказку! Я нашла интересные сведения об учёбе Ивана Соловьёва в Барнаульском духовном училище, там же обучался младший брат его будущей жены Александр, впоследствии исправляющий обязанности псаломщика Михаило-Архангельской церкви села Мартыновского Кузнецкого уезда. В списках Томского женского епархиального училища посчастливилось отыскать среди учениц Анну Артемьевну и её дочерей – Марию и Валентину Соловьёвых», - рассказывает Галина.
Не оказалось в Томском архиве послужного списка Ивана Сергеевича. Только этого документа не хватало, чтобы узнать, где родился её прадедушка. Но посчастливилось найти сначала «Ставленническое дело о посвящении диакона Никольской церкви Василия Соловьёва во священники» от 6 октября 1898 г., а затем «Дело о принятии в Томскую епархию уволенного из Енисейской дьячка Сергея Соловьёва (отца Ивана)». И в самый последний момент своего первого приезда в Томск женщина обнаружила в описи послужной список Артемия Трифонова. Из него она узнала о селе Бачатском Кузнецкого округа, где, скорее всего, и крестили в 1875 г. её прабабушку Анну Артемьевну.
Тем временем в документах Государственного архива Кемеровской области значилось, что брат прадеда Василий Сергеевич с 1899 г. в с. Тяжино-Вершинском служил в Христорождественской церкви священником. Выяснила также небольшую информацию о детях. Их было шестеро: сыновья Геннадий, Виталий, Евгений, дочери Анна, Антонина, Августа. Геннадий Васильевич упомянут в «совершенно секретном» списке ответработников и технических работников Тяжинского райисполкома и сельсоветов других организаций и учреждений Тяжинского района Мариинского уезда по «чистке кадров» за 1925 год: «Соловьёв Геннадий Васильевич, 26 лет, счетовод, б/партийный, женат, среднее. Технически развит не совсем как счетовод. К службе относится не вполне сознательно».
О Евгении Васильевиче, 1902 г.р., известно, что в 1924 г. он был секретарём сельсовета с. Тяжино-Вершинского, а в 1923 г. секретарём волкома РКСМ. Однако куда разъехались дети Василия Сергеевича, неизвестно. «Хотелось бы найти эту сибирскую веточку древа Соловьёвых, ведь совсем рядом в Мариинском округе в первой половине ХХ века проживали родственники, совершенно не знавшие о существовании друг друга. Пыталась сама узнать о судьбе священника Тяжино-Вершинской общины и его семьи через администрацию Тяжинского района, но мне пришёл ответ, что я знаю больше, чем они», - говорит Галина.
Был Соловьёв, стал Успенский
Изучая историю своей семьи, Галина Валинчуте выяснила несколько удивительных совпадений. Столетие назад до прибытия её мамы в Енисейск там служил её прадед Сергей Соловьёв. В архивах женщина нашла документ, в котором он объяснял, почему уволился из Енисейской епархии: «По случаю существовавшей в то время дороговизны на все жизненные продукты, обременённый многочисленным малолетним семейством и угнетённый бедностью, имел в то время в Томской епархии родного брата (ныне уже умершего), священника села Почитанка Мариинского округа Александра Успенского, который хотел ходатайствовать о перемещении меня в Томскую епархию, но он вскоре помер».
Галина выяснила, что корни её рода есть и в Нижнем Новгороде. Тогда же она обнаружила ещё одно невероятное совпадение. «Со стороны маминой мамы я тоже занимаюсь родословной и попутно в материалах кемеровского архива встретила священника по фамилии Успенский в том самом селе Верхне-Почитанском. Но каково же было моё удивление, когда по метрическим книгам Покровской церкви села Малопесчанского я увидела, что именно Александр Успенский (Соловьёв), был священнослужителем - заведующим иереем - в только что построенной в 1861 г. церкви в этом селе! Ещё не встретилась моя сибирская бабушка Баранова с дедушкой Соловьёвым, рождённым на Алтае, ещё не родились в селе Малопесчанском даже бабушкины деды и родители, а выпускник 1848 г. Нижегородской семинарии, родной брат маминого прадеда по отцу Александр Успенский (Соловьёв) уже общался с предками маминой мамы!» - говорит Галина.
Конечно, возникает вопрос, почему у двух родных братьев разные фамилии. Этому женщина тоже нашла объяснения в документах. Оказалось, что в семинариях в то время могли написать любую фамилию, которую предложат по благозвучию. Так и вышло, что Александр Соловьёв стал Успенским.
Ответ на главный вопрос
Хоть информации о своей семье женщина нашла много, но главный вопрос, откуда родом Иван и Анна, по-прежнему оставался открытым. Но удача улыбнулась: в руки попало обращение её прапрадеда Сергея Соловьёва об устройстве его на службу хотя бы в Средне-Красиловскую Предтеченскую церковь на место псаломщика. Галина решила посмотреть рождение своего прапрадеда в селе Средне-Красиловском, поскольку в послужном списке от 1866 г. у Енисейского дьячка сына Ивана ещё нет. И путь оказался верным: 20 мая 1873 г. произведена запись о крещении (рождение 16 мая) Ивана Соловьёва в метрической книге Предтеченской церкви села Средне-Красиловского.
Исследования Галины Валинчуте не заканчиваются. Сейчас женщина обрабатывает материалы по церковнослужителям Трифоновым, Смиренским, Тютевым. А из архивов Тамбова и Кемерова Галина привезла материал до восьмого-девятого поколения по предкам крестьянам - тамбовским переселенцам в Сибирь.