Национальный колорит. Зачем нам культура разных народов?

В Николаевке Чебулинского района полностью воссоздали интерьер старой деревенской избы. © / Валентина Сергеева / Из личного архива

Представители разных национальностей, которые живут сегодня в Кузбассе, стремятся сохранить свою культуру и по крупицам собирают экспонаты для национальных музеев.

   
   

Уголок чувашской культуры

Гостей музея в селе Михайловка Прокопьевского района встречают непривычным для русского слуха словом «аван». Так принято здороваться по-чувашски. Первыми жителями села были переселенцы из Чувашии, да и сегодня чуваши – основное население Михайловки. Ещё в 80-х гг. прошлого века там создали Центр чувашской культуры. Тогда им руководил Василий Антонов, он же и начал собирать экспонаты для местного музея. Как рассказала руководитель музея Нина Усова, Василий Филиппович часто ездил в Чувашию и привозил оттуда сувениры, предметы быта, костюмы. Кроме того, старинные предметы приносили и местные жители, ведь практически в каждом доме было что-то, что осталось от прабабушек и прадедушек.

Сегодня музей – это настоящий уголок чувашской культуры, где каждый экспонат имеет историческую ценность. Например, там хранится записная книжка 1920 г.! В ней простым карандашом записаны молитвы на чувашском языке. В музее можно увидеть и костюмы, которые носили чуваши в советское время, и всевозможные предметы быта. На экскурсиях обычно говорят на чувашском языке и, конечно, дают перевод. «К сожалению, молодёжь своего родного языка не знает, и в быту мы на нём практически не говорим. Но важно сохранить его, сохранить национальную культуру, чтобы воспитать достойное поколение, которое будет уважать других», - считает Надежда Николаевна. Кстати, в селе ежегодно проводят фестиваль чувашской культуры, на котором выступают местные национальные ансамбли. Приезжают сюда и гости из других городов и регионов. Сама же Михайловка славится своим фольклорным ансамблем «Хелхем», который существует с 1943 г.! Есть также и детские коллективы.

В музее Михайловки Прокопьевского района хранится записная книжка 1920 г. В ней записаны молитвы на чувашском языке. Фото: Из личного архива/ Нина Усова

Атмосфера старины и добра

В селе Николаевка Чебулинского района основное население – мордва. Конечно, сегодня уже редко можно встретить на улицах жителей в национальной одежде и услышать мордовский язык. Но стоит войти в местную музейную комнату – и ты сразу с головой окунёшься в мир национальной культуры этого народа! «Наша страна уникальна своей многонациональностью. Если мы сохраним культуру каждого отдельно взятого народа, сохраним и страну. Ведь культура – это то, как мы воспринимаем себя и окружающих, это уважение к традициям других. А если будет уважение, будет и мир», - считает директор информационно-методического центра управления культуры и кино администрации Чебулинского района Надежда Борисова.

Все экспонаты в мордовском музее подписывают и на мордовском, и на русском языках. Фото: Из личного архива/ Валентина Сергеева

Как рассказывает Надежда Николаевна, районная администрация и активисты живут единой творческой жизнью. «В той же Николаевке всегда царит атмосфера старины и добра, ведь люди, которые занимаются сохранением культуры, - настоящие фанаты своего дела!» - говорит Надежда Борисова. Как рассказала руководитель музея Валентина Сергеева, в 2006 г. администрация района объявила конкурс на создание музейных комнат в домах культуры. Николаевка тогда заняла первое место. А в 2014 г. в селе открыли Центр мордовской культуры.

   
   

Экспонаты для музея собирали по всему селу, по заброшенным домам и чердакам. Помогали и сами селяне. Татьяна Дудкина, например, принесла старинные иконы и вышитые простыни, Зинаида Руднева – национальный костюм. На чердаке одного из домов отыскали старый лагун. Есть в музее деревянный ковш и железный умывальник, трёхрогие вилы, старые утюги, швейные машинки и много чего ещё! Всё это расставлено таким образом, что воссоздаёт быт старого деревенского мордовского дома. Есть в музейной комнате и литература на мордовском языке: эрзянско-русский словарь, газеты «Эрзянь Мастор» и «Ялгат», журналы «Чилисема», «Сяткине» и детские книжки. По этой литературе и дети, и взрослые учат родной язык, причём делают это с интересом. И даже ставят детские спектакли на мордовском! «Наша задача – научить ребятишек говорить на родном языке на бытовом уровне, - говорит Валентина Михайловна. – Это часть культуры, традиций. Кроме того, в нашем ДК есть коллективы, которые поют песни на национальном языке. Важно, чтобы дети понимали, о чем они. Возможно, кто-нибудь из них однажды съездит в Мордовию!»

В мордовский музей любят приходить местные дети. Там и песни мордовские и петь, и плясать, и прясть научат. Фото: Из личного архива/ Валентина Сергеева

В музейной комнате за чашкой чая любят встречаться участницы народного коллектива мордовского фольклорного ансамбля «Ялгам», а также селяне и гости села, которые приходят на экскурсию. Посещали музейную комнату мордовского быта гости из Израиля, Германии, участники Всероссийского велопробега «Россия без сирот» и др. Кстати, в Николаевке берегут и традиции национальной кухни. Например, для гостей готовят мордовские вареники с капустой и маком, а также пельмени с ливером. Сегодня в селе осталось, как рассказывает Валентина Сергеева, всего 400 жителей, тогда как, например, в 1911 г. (в музее хранится архивный документ!) проживало около 2 тыс. человек. Но неважно, сколько жителей осталось в селе. Важно то, что они делают всё, чтобы родное село дышало, чтобы жить в нём было интересно и взрослым, и детям. Поэтому и берегут свою культуру, сохраняют её, ведь только благодаря этому можно воспитать богатое духовно поколение. 

Единство – в культуре

В небольшом селе Беково Беловского района живут представители коренного народа Кузбасса – телеуты. Тому, кто приедет в село впервые, будет удивительно, что рядом с современными домами находятся юрты и полуземлянки. Если зайти внутрь, то станет ясно, как жили предки этого народа. Начиная с XVII века! На улице можно встретить даже телеутского князя на коне – так встречает своих гостей местный музей «Чолкой». Его в 1990-е гг. создал селянин Владимир Челухоев. В то время на месте музея был большой пустырь, рядом с которым стоял двухэтажный сельский дом культуры. Второй этаж пустовал, поэтому его и занял Владимир Ильич, постепенно наполняя экспонатами.

«Обживал» Владимир Челухоев и пустырь. В итоге сегодня музей под открытым небом стал визитной карточкой села, причём новые экспонаты там появляются каждый год. В этом году, например, этническая площадка пополнилась скульптурой волчицы, ведь это животное, по легендам, является прародительницей народа. По соседству стоят деревянные скульптуры небесному Богу Ульгеню и подземному Эрлику. А самая уникальная и загадочная скульптура – это Мать-вода. «Это камень, который нашли в пруду недалеко от санатория «Борисовского». Мне рассказали, что камень то опускается в воду, то поднимается из неё. Когда мы его вытащили, оказалось, что на нём чёткий образ женщины», - говорит Владимир Ильич.
В этом году на территории музея телеуты установили скульптуру подземного бога Эрлика. А по соседству с ним - скульптура небесного бога Ульгеня. Фото: Из личного архива/ Владимир Челухоев

Мечтает Владимир Ильич построить и гостевые домики, ведь в музей приезжают гости из Новосибирска, Алтайского края, Хакасии. «Хочется и подсобное хозяйство – коней и овец, чтобы туристы полностью ощутили атмосферу, в которой жили наши предки», - говорит Владимир Челухоев. Мужчина уверен, что если есть цель, то всё обязательно исполнится! И сам «Чолкой» тому подтверждение. «Сохранение национальной культуры важно для любого народа. Мы должны из поколения в поколение передавать то хорошее, что нам дали наши предки. Приглядитесь, ведь в каждой культуре мы можем увидеть что-то общее, ведь люди жили не обособленно, отсюда и переплетение традиций. Ни деньги и власть, а именно культура нас объединяет. Мы должны стремиться именно к единству, чтобы жить дружно, без войн и насилия», - считает Владимир Ильич. 

Смотрите также: