Творческая перезагрузка. Какая она - местная литература?

Переживания у кузбасских писателей те же, что и во всём мире, но местные истории накладывают свой отпечаток. © / Артем Свирь / АиФ

Региональное творчество часто воспринимают как провинциальное. Мол, писателей никто не знает, модные издательства далеко и т. д. Однако произведения местных авторов могут не только значительно обогатить внутренний мир читателей, но, возможно, и пополнить сокровищницу отечественной литературы.

   
   

С 2006 г. Сибирская генерирующая компания проводит литературный конкурс для местных авторов. Сначала он назывался «Энергия творчества», а теперь - «Новое кузбасское слово». Каждый год литературная премия открывает новые имена в кузбасской литературе. О том, чем может удивить «местное» и можно ли стать известным, находясь в пределах одного региона, размышляют организаторы конкурса и сами писатели.

Анонимные авторы и взрослые дети

В конкурсе три традиционные номинации: «Поэзия», «Малая проза» и «Крупная проза». Каждый год к ним добавляется что-то новое. В этом году организаторы ввели номинацию «Живи, мой город, многие лета!». И неслучайно, ведь 2018 г. был богат на юбилейные даты: 100 лет исполнилось Кемерову, 400 – Новокузнецку, 75-летие отпраздновала сама область. Как признаётся координатор конкурса Анастасия Андронович, введение такой «краеведческой» номинации было риском, потому что никто не знал, вызовет ли она интерес у писателей. «Заявок было не так много, как хотелось бы, - говорит она, - но они были. Семь человек прислали свои произведения. Например, главный библиотекарь Детской библиотеки им. А. М. Береснева г. Кемерово Екатерина Тюшина порадовала приключенческой повестью «Секретный код Горелой горы» о том, как две школьницы из Кемерова переместились в Щегловск и увидели, как 100 лет назад работал рудник, жил сам город. Это и познавательно, и интересно».

Ещё в этом году придумали номинацию для юных писателей – «Первые строки». В ней участвовали подростки 12-17 лет. «Думали, что будет наплыв, ведь много детей пишут стихи и небольшие рассказы «в стол». Но заявок поступило не так много», - отмечает Анастасия. Зато среди них оказались такие, которые могут составить конкуренцию любому взрослому автору. Например, глубокие философские стихи Марии Берестовой из Мысков отметили все члены жюри.

Как и в прошлом году, сохранилась анонимность участников во время работы жюри. Вместо имени у автора был порядковый номер. Поэтому эксперты не знали, кому они ставят оценки.

В чём богатство литературы?

В прошлом году организаторы создали группу литературной премии в социальной сети «ВКонтакте». В ней выкладывают не только новости, но и тексты участников. Она открыта для обсуждений, поэтому любой читатель может высказать своё мнение, а ещё проголосовать за понравившийся текст, который тоже, кстати, не имеет подписи автора.

   
   

«Приз читательских симпатий мы ввели в 2016 г. Хотели привлечь внимание к чтению, чтобы люди познакомились с произведениями местных писателей, ведь среди них есть настоящие бриллианты, которые могут обогатить человека внутренне. На самом деле кузбасская литература не уступает столичной, просто многие имена и произведения остаются неизвестными широкой аудитории. Как читатель могу сказать, что после некоторых долго не могу прийти в себя. Например, задел рассказ Виктории Сагдиевой «Кайзер». Он о трудном подростке, который попадает в детский дом, а затем за неадекватное поведение его «ссылают» в психушку. Мальчику очень тяжело, он вынужден выживать. Ты переживаешь вместе с ребёнком. Понравился и роман-«автогеография» Андрея Королёва «Белый воробей». Вроде бы знакомые кемеровские улицы, места, но через восприятие автора. По-другому начинаешь смотреть на город. Потрясающие рассказы у Инны Ким – они настолько погружают в другой мир, что ты начинаешь чувствовать цвета, влажность, слышать звуки. Кузбасская литература – это открытие для читателя», - делится впечатлениями Анастасия Андронович.

В 2016 г. за произведения конкурсантов проголосовало всего 860 человек. С каждым годом читателей становится всё больше и больше. В прошлом году – 4929, а в этом – уже 5196. Лидером у читателей стали рассказы кемеровчанки Татьяны Ильдимировой.

«Поверил, что я не графоман»

В этом году на конкурс свои произведения прислали 63 кузбасских автора. Это и профессиональные писатели, и любители. «Такие конкурсы, как «Новое кузбасское слово», очень нужны! Дело в том, что это единственный региональный конкурс, в котором может принять участие любой писатель. Здесь нет ограничений по возрасту, жанру, размеру произведения и т. п. Мне он очень помог поверить в то, что я не графоман. Ведь раньше я старался не показывать написанное людям. В 2016 г. случайно наткнулся в Интернете на этот конкурс (тогда он назывался «Энергия творчества») и отправил туда свою повесть «Жанна д`Арк: ведьма Христова». Долго переживал: а нужно ли было? И когда спустя месяц мне позвонили и сказали, что моя «Жанна…» взяла первое место, был потрясён. Вот только с этого момента у меня появилась уверенность, что надо продолжать писать», - рассказывает автор из Киселёвска Игорь Назаров. В этом году его пьеса «Язычники» взяла вторую премию в номинации «Крупная проза».

По мнению Игоря Владимировича, нет никакой разницы, где жить писателю. «Тем более сегодня, в эпоху Интернета… Опубликоваться тоже проще простого: плати деньги и хоть собрание сочинений выпускай. Правда, я так не делаю и не собираюсь. До недавнего времени выкладывал свои тексты только в Сети и был этим вполне доволен. Сейчас и бумажные публикации появляются: журнал «Сибирские огни» опубликовал один мой рассказ, подборка рассказов запланирована в «Огнях Кузбасса», - отмечает писатель.

Где найти читателя?

Кемеровчанка Виктория Сагдиева, занявшая первое место в номинации «Малая проза» с рассказом «Кайзер», считает, что в регионе намного тяжелее сделать имя в литературе, чем в столице. «Основная проблема в том, что мы оторваны от издателей. Также региональная литература часто воспринимается как провинциальная в худшем смысле слова, поэтому приходится сталкиваться с негативным отношением и отсутствием интереса у читателя. Для поэта круг читателей ограничен творческой тусовкой. Простые неискушённые люди поэзию воспринимают как блажь. У прозаика же потенциальных читателей намного больше. Но первая аудитория, конечно, нарабатывается в профессиональном сообществе. Ежегодно проходит множество межрегиональных семинаров и конференций. В Интернете тоже немало площадок, которые поддерживают начинающих авторов. Мои читатели сейчас – это в основном пишущие ребята с просторов нашей необъятной родины», - отмечает Виктория. В этом году у девушки вышла первая книга стихов, благодаря Кузбасскому центру искусств.

Как рассказывает Виктория, стихи она начала писать, когда училась в Кемеровской медицинской академии, тогда же стала посещать литературную мастерскую «Аз» Александра Ибрагимова. «По образованию я врач, и мне очень близка социальная проблематика. Тем более что в наше время жизненные драмы встречаются на каждом шагу. Люди, оказавшиеся за чертой… Есть ли у них действительно выход в современных реалиях? Некоторые мои рассказы отвечают на этот вопрос, больше опираясь на правду жизни. Другие, как «Кайзер», имеют в своей структуре сказочный элемент, - говорит Виктория Сагдиева. - Студенткой я подрабатывала медсестрой в детском отделении психиатрической больницы, а также написала несколько научных работ по детской психиатрии. Этот опыт и лёг в основу рассказа. В тексте затронута проблема избыточной диагностики психических расстройств у детей из детских домов, с чем мне приходилось встречаться. Если домашний ребёнок капризничает и топает ногами, то его действия оценивают с позиции понимания и родительской любви. Когда же речь идёт о воспитанниках детских домов, решения порой принимают равнодушные взрослые, которые, не задумываясь, перечёркивают жизнь ребёнка. Ведь справка из психбольницы – это клеймо на всю жизнь».

Хоть читательское голосование уже закончилось, прочитать произведения кузбасских писателей ещё можно в группе литературной премии «Новое кузбасское слово» в социальной сети «ВКонтакте».

Кто победил в этом году?
«Крупная проза». 1. Андрей Королёв, роман «Белый воробей». 2. Игорь Назаров, пьеса «Язычники». «Малая проза». 1. Виктория Сагдиева, рассказ «Кайзер». 2. Инна Ким, рассказы «Март-апрель, август-сентябрь 2018». «Поэзия» 1. Борис Бурмистров, сборник стихотворений. 2. Аля Карелина, подборка стихотворений «38 попугаев». «Живи, мой город, многие лета!» 1. Нина Лучкина, цикл стихотворений «Между томских плёсов». 2. Екатерина Тюшина, повесть «Секретный код Горелой горы». «Первые строки». 1. Мария Берестова, подборка стихотворений. 2. Алёна Чичкарёва, эссе «Моя Родина, мой Кузбасс». «Приз читательских симпатий». Татьяна Ильдимирова, подборка рассказов.