Воздух в консервах и мифы о йети. Существует ли кузбасский бренд?

Пока Шерегеш привлекает туристов только зимой. А вот летом там заняться нечем. © / Павел Казаков / Из личного архива

Культурные особенности есть в каждом регионе. У Кузбасса свои особенности тоже есть. Но порой кузбасские изюминки так же суровы, как климат, в котором живут сибиряки.

   
   

Туристов нечем заманить?

В Кузбассе шикарная природа. Об этом говорят как местные жители, так и гости. Но вот пользоваться здесь этим преимуществом не умеют.

«Нужно научиться себя подавать. Вообще, всё зависит от сервиса. Чем он лучше в туристических местах, тем больше народу в такие места приедет. В Кузбассе сервис плохой, потому и туристов мало. Нет у нас каких-нибудь фишек, которые бы манили людей. К примеру, почему бы не сделать инстаграм-локации (красивые и оригинальные места, куда сотни тысяч людей приезжают ради фото. Хороший пример – стеклянный мост в Китае или воздушные шары в Каппадокии. – Прим. ред.). Неплохо было бы найти или придумать традиционные местные рецепты. Лично я не знаю ни одного коренного кузбасского блюда», - поделился мнением маркетолог Андрей Шавнев.

Идей для развития региона множество. И тут не нужно ломать голову и выдумывать что-то инновационное. Всё до неприличия просто. В Кузбассе по сей день нет оригинальных аттракционов, аквапарка и дельфинария. Поэтому, чтобы порой хоть как-то разбавить свои серые будни, кузбассовцы едут в соседние Красноярск, Новосибирск или Томск.

Зато в Кемеровской области есть свой туристический бренд Шерегеш. А вот маркетинговой стратегии, по мнению Андрея Шавнева, у курорта нет.

«Да, в Кузбассе есть горы и инфраструктура для сноубординга, потому с зимним отдыхом вопрос худо-бедно, но решён.

Но летом-то там делать нечего. На пустующей земле можно реализовывать проекты, которые озолотят инвесторов. Но они и пальцем не пошевелят, пока не получат гарантии со стороны власти. Нет гарантии – нет работы, всё логично. И, конечно же, для развития того же Шерегеша необходим хороший аэропорт и на какое-то время субсидирование авиабилетов», - продолжил Андрей Шавнев.

Аэропорта в ближайшее время здесь не предвидится, а вот скорый поезд Новокузнецк - Чугунаш предположительно заработает уже в ноябре этого года. По информации областной администрации, транспорт будет состоять из четырёх вагонов первого и экономклассов. По прибытию на станцию туристы смогут пересесть в комфортабельный автобус и доехать прямиком до горы Зелёной.

   
   

«Законсервированное» прошлое

В Кузбассе нет размеренного течения жизни. Об этом говорит даже простая повседневность: суровые погодные условия и социальная жизнь устроены так, что не расслабишься даже летом. Кузбассовцы к этому адаптировались, а потому им в каком-то смысле легче приспосабливаться в других местах. Культуролог Ольга Васильева считает это преодоление особенностью.

«Убеждена, кузбасский бренд действительно существует. Правда, существует неофициально. К примеру, местные любят выпивать. Но в регионе нет и, наверное, никогда не будет фестиваля водки и солений. Здесь нет радости от зимы и снега, как этому радуются в других городах. Ведь в нашем мировоззрении заложено воспринимать снег как очередное препятствие, которое нужно преодолеть и снова ждать лета. И так во всём. Местные устали от бесконечного преодоления и просто хотят выдохнуть и отдохнуть. А отдохнуть-то и негде», - считает Ольга Васильева.

Хотя есть где развернуться. Просто мы не умеем это правильно преподать. К примеру, Ольга Васильева в рамках проекта «Внутри и снаружи» проводит экскурсии как для коренных жителей, так и гостей Кемеровской области. Она пытается найти необычное в, казалось бы, обычных улицах, местах. «Наш проект – это лишь робкая попытка разобраться в своей истории, увидеть другими глазами Кемерово, чтобы не просто ходить на работу, по магазинам и делам, но и обращать внимание на то, что нас окружает. Это ещё называется любовью к Родине. Мало кто интересуется тем, как раньше назывались улицы, кто приезжал в Кузбасс, как люди здесь жили, сколько у нас театров, когда в регионе появились бананы и другие продукты, сколько стоил билет в кино, какой самый длинный трамвайный маршрут, какие деревья и растения живут с нами в городе и что необходимо сделать для комфортной жизни всех и вся. А мы хотим людям рассказать об этом», - объясняет культуролог.

В Кузбассе много шахт и «законсервированное» советское прошлое. Взять, к примеру, Киселевск или Прокопьевск. Это же настоящая машина времени! Здесь можно попасть в 1982 год, 1978-й… Или даже в 1950-е. Кировский район Кемерова, благодаря своей отдалённости, сохранил все черты соцгорода. В его центре нет современных построек. «Вот бы купить по дешёвке со всей страны старые автобусы. Тётенек в магазинах одеть так же, как они были одеты тогда. Это же бы так интересно было!» - считает Ольга Васильева, описывая возможную экскурсию в Советский Союз на примере Кировского района областной столицы.

А пока нет интересного – нет туристов. В основном с кузбасскими красотами знакомятся люди, оказавшиеся здесь проездом или же в рабочей командировке.

Просто воздух в баночке

В 2015 в Таштагольском районе начали выпускать и продавать воздух Горной Шории, закрученный в простую консервную банку. Стоил такой сувенир 200-250 рублей. Деньги за воздух платили.

«Ещё в 1990-е во многих европейских туристических городах начали продавать воздух в баночках. На мой взгляд, это прекрасный тематический подарок, что стоит в одном ряду с открытками и магнитиками. С какой-то стороны этот сувенир и оригинален: человек в большинстве случаев оценит, если ему подарить то, что продаётся только в том месте, где был даритель», - считает Андрей Шавнев.

В ООО «Феникс», которое занимается продажей сувенирной продукции, изначально были уверены, что дело прибыльное, спрос будет колоссальным, ведь сколько людей на курорт приезжает. А по факту всё оказалось иначе. «Позанимались этим года два, наверное. Не пошло. Распространяли воздух и в гостиницы, и в аэропорты. Но людей это не заинтересовало, компания потерпела большие убытки. На сегодняшний день оборудование осталось, баночки эти с наклейками… Но, видимо, не рискнём больше этим заниматься», - рассказал представитель компании.

Миф или реальность?

Уже несколько лет в Кузбассе ничего не слышно о таинственном йети. В 2009 году директор Международного центра гоминологии Игорь Бурцев нашёл его следы в далёкой, спрятанной в тайге и горах Азасской пещере. Учёный сделал это открытие, проверяя сигналы шорских охотников об участившихся встречах с Духом тайги, с Хозяином тайги, таг-эзи.

Потом приехал снова, нашёл шерсть йети и пропал вместе с ней и самим загадочным гоминидом из кузбасской повестки дня.

Об этом долго рассуждали и спорили местные жители, писали СМИ из других регионов, мол, это всё лишь грамотный пиар-ход со стороны администрации как области, так и района, чтобы привлечь в Таштагол как можно больше людей. Как бы то ни было, на сегодняшний день, по официальной версии, йети не существует. Даже награду в миллион рублей за поимку прямоходящего хозяина тайги отменили. А ведь многим хотелось бы, чтобы йети был и была хотя бы одна экспедиционная тропа, на которой его можно было бы поискать всем желающим.

«О сибирском йети в основном говорят журналисты. Популярность этого выдуманного существа подкреплена только так называемыми информационными вбросами. На самом деле, вопреки мнению наших чиновников, серьёзный туристический поток эти мифы не привлекают. Конечно, замечательно, что у курорта есть свой символ. Но замените его на милую рысь, хаски или на медведя - на продажах фирменной продукции с логотипами это скажется не сильно», - убеждён Андрей Шавнев.