Теперь бензин. Будет ли расти цена на топливо в Кузбассе?

Бензин всё ещё дешевле доллара за литр... Но радует это мало. © / Анна Городкова / АиФ

Возмущённый этим« беспределом и издевательством над людьми» врио губернатора Кемеровской области Аман Тулеев попросил премьер-министра Дмитрия Медведева обуздать аппетиты бензинового монополиста.    
   

Старая «песня»

Кузбасский губернатор не раз взывал к федеральным властям о снижении цен на бензин. Имели ли эти грозные заявления желаемый эффект? Так, в марте 2013 г. Тулеев требовал от Федеральной антимонопольной службы разобраться с ситуацией на рынке нефтепродуктов. Как результат, к началу мая он договорился с бензиновым монополистом о снижении розничных цен на бензин на 30–50 копеек.

Следующее заявление не заставило долго ждать: в сентябре 2013 г. разразился новый бензиновый скандал. Причём в риторике, идентичной нынешней. Тогда критику Тулеева также вызвал рост цены на 50 копеек и то, что он происходит в разгар уборочной кампании, когда работа аграриев осложнена неблагоприятными погодными условиями. Тогда губернатор тоже отправил телеграмму Медведеву.

Но эффект от этой «грозы» кузбассовцы почувствовали лишь через три месяца: в октябре цена на АИ-92 выросла на 50 коп., такой продержалась весь ноябрь и лишь в декабре пошла на спад (по данным Росстата). Политтехнолог Василий Стрекалов считает, что телеграмма премьеру не остановит рост цен: «Это чистой воды политический популизм. Обращение не по адресу. Вот если бы была жалоба в ФАС, да с конкретной формулировкой возможного нарушения, тогда другое дело.

Т.е. не просто заявление, что нехорошие монополисты утяжеляют жизнь простому народу, а просьба разобраться с конкретными фактами о единовременной дате повышения и одинаковом проценте роста у разных продавцов, что указывает на признаки картельного сговора. Но этого не прозвучало». По мнению политтехнолога, Тулеев намеренно возвращается к старой и узнаваемой политической риторике перед выборами. К примеру, в Новосибирске тоже 13 сентября пройдут выборы (депутатов Заксобрания и Горсовета), и там аналогичная ситуация с повышением цен на бензин, однако никто из политиков отдельно не поднимает бензиновую тему, она лишь может звучать фоном в речах о том, что всё дорожает и хватит это терпеть.

Урожай или выборы?

Почему повышение произошло на фоне снижающихся цен на нефть — это, пожалуй, главный вопрос, которым озадачены кузбассовцы. «Ещё в июне мы наблюдали такую картину: цена на нефть на мировом рынке потихоньку росла, поэтому поднималась она и на внутреннем рынке, иначе производителям было бы невыгодно продавать бензин российским потребителям. Логично было бы предположить следующую ситуацию: как только цена на нефть начнёт падать (а именно это происходит сейчас), то снизится стоимость бензина на российских заправках. Однако ничего подобного не происходит. Потому что Правительство резко увеличило акцизы на бензин, за их счёт оно пополняет бюджет. И из-за дальнейшего падения цены на нефть на мировом рынке Правительство может ещё увеличить эти сборы, что вызовет дополнительный рост цены на бензин.

Также на цене бензина сказался рост курса доллара и евро», — объясняет изменения на бензиновом рынке декан экономического факультета НФИ КемГУ, кандидат экономических наук Сергей Часовников. В числе причин он также называет традиционное сезонное повышение, связанное со сбором урожая в августе-сентябре и увеличением потребления дизельного топлива в аграрном секторе.    
   

По данным Росстата, бензин дорожал практически каждый август за последние 12 лет (исключение составили лишь 2008, 2010 и 2014 гг.). А громкие кампании или «губернаторские договорённости» по снижению топливных ценников наступали лишь в межсезонье, не раньше декабря. И вряд ли грядущие выборы способны повлиять на годами сложившуюся традицию.

Смотрите также: