Кастинг мэров. Кузбасские депутаты затеяли эксперимент с главами

Если местные власти ничего не решают, то зачем тратиться на проведение сложных выборов? © / Анна Городкова / АиФ

Выбранные на голосовании 13 сентября главы городов и районов, похоже, могут стать последними истинно народными избранниками. На днях областной парламент утвердил пилотный проект: судьбу мэрского кресла будут «разыг­рывать» не все жители, а некая комиссия.

   
   

Общероссийский тренд

Инициаторами эксперимента с главами, который пройдёт в 2016 г., стали города Анжеро-Судженск, Калтан, Полысаево, Тайга, Юрга, а также Беловский, Прокопьевский, Чебулинский, Юргинский, Яйский и Яшкинский районы и ещё 23 поселения Кузбасса. Судя по опыту других сибирских регионов, в отборочную комиссию войдут местные депутаты и чиновники обладминистрации.

Депутат Совета народных депутатов Кемеровской области от партии ЛДПР Игорь Украинцев отрицательно относится к экс­перименту с отменой выборов: «Глава должен получать мандат доверия от людей, а не от мнимой комиссии. Также возникает вопрос по поводу конституционного права выбирать и быть избранным. Выходит, что жители лишаются этой возможности». По его словам, главный мотив коллег-депутатов, проголосовавших за отмену, в том, что Кузбасс – один из немногих регионов России, где ещё остались прямые выборы глав муниципальных образований.

Так, 13 сентября кузбасские города и районы одни из немногих в стране ещё выбирали глав. Но в 2016 г. всеобщего прямого голосования уже не будет: выборы глав муниципалитетов, срок полномочий которых истекает в новом году, были отменены. «Надеюсь, эксперимент закончится тем, что наши власти и мои коллеги-депутаты увидят: эта модель неприемлема людям. Когда на встречах с ними люди начнут задавать вопросы, зачем они это сделали, то закончится тем, что мы вернёмся к прямым выборам», – даёт прогноз депутат.

Минусов больше, чем плюсов

В эксперименте участвуют небольшие города и посёлки. «В маленьких муниципалитетах постоянно не хватает денег, главы выпрашивают у предпринимателей помощь и зависимы от местного бизнеса. Поэтому, полагаю, комиссия будет выбирать не того кандидата, кто подходит по требованиям, а того, кто хорошо разбирается в нюансах местечковых взаимоотношений. Значит, высока вероятность длительного пребывания глав на одном месте», – считает кандидат политических наук Денис Топкаев. Во-вторых, конкурс, скорее всего, будет проходить по тем же требованиям, что и при приёме на госслужбу.

«Допустим, в городе появляется компетентный человек, образованный, имеющий опыт руководящей работы, но если он не будет подходить под критерий «стаж работы на госслужбе», то не попадёт на такой конкурс», – прогнозирует Денис Топкаев. В‑третьих, он полагает, что вряд ли удастся представителю оппозиционной партии попасть в главы, поскольку отборочные комиссии будут состоять из депутатов-единороссов или чиновников, так или иначе связанных с партией власти. «Единственный плюс – в экономии денег (на процедуре выборов) и времени. Вероятно, так же как при приёме чиновников на госслужбу, мэры будут назначаться через один-два месяца после объявления конкурса», – считает Денис Топкаев.

Давно несамостоятельные

Зародившаяся в начале 90‑х гг. традиция выбирать мэров тяжело приживалась в Кузбассе. «Глав территорий в современной истории России массово стали избирать после принятия Конституции 1993 г. В Кузбассе этот процесс долго тормозился губернатором Михаилом Кислюком. Так, в Новокузнецке выборы главы прошли лишь весной 1997 г. и только после решения суда, который обязал эти выборы провести», – вспоминает кандидат исторических наук, политолог Андрей Полухин. А далее, в «нулевые» местное само­управление стало ограничиваться и встраиваться в действующую вертикаль власти. По мнению политолога, нынешний эксперимент с отменой выборов – следствие этого процесса. «Муниципальные власти сейчас не имеют существенного значения, они скорее придаточные ремни субъекта федерации, т. к. лишены возможности контролировать существенную часть налоговых потоков.    
   

Т. е. мы сейчас больше живём регионом, а не отдельным посёлком или городом. Это выравнивает доходы территорий, но мешает населённым пунктам развиваться самобытным путём. Эксперимент с избранием глав территорий лежит как раз в логике тех изменений, связанных с централизацией вертикали власти. Государство не будет отменять статью Конституции РФ, где муниципальная власть отделена от государственной. Однако предложенные изменения ещё больше сделают фикцией независимость местных властей, – полагает политолог. – В этом плане резонно заключить: если местные власти ничего особо не решают, то зачем дополнительно тратиться на проведение сложных выборов? Можно обойтись проще».

Смотрите также: