Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун рассказал корреспонденту «АиФ-Кузбасс» о том, как теперь будет меняться власть на местах, и значит ли это, что со временем выборы мэров отменят повсюду?
Почему выбирали?
Любовь Алексеева, «АиФ-Кузбасс»: Роальд Владимирович, в 1990-е гг. вы были и свидетелем, и активным участником зарождения всеобщего прямого голосования за мэров. Почему в Кузбассе появился именно такой порядок избрания глав городов и районов?
Роальд Владимирович: Он появился тогда не только в Кузбассе, но практически во всей стране. Начало 90-х гг. – это время после шахтёрских забастовок, тогда в Кузбассе были сильны демократические веяния. Поэтому, когда встал вопрос о том, каким образом жители области будут выбирать мэров, все приняли самую демократичную форму – всеобщие прямые выборы.
Позже в разных регионах начали опробоваться и другие модели, используемые в зарубежных странах. Напомню, что, по федеральному закону о местном самоуправлении, принятому в 2003 г., было узаконено три модели структуры органов местной власти. При первой модели глава (мэр) избирается всем населением и одновременно возглавляет администрацию, а совет из своего состава избирает председателя.
Выборы губернатора Кемеровской области-2015 | Фотогалерея
Чей был приказ?
– Какие, на ваш взгляд, есть плюсы и минусы у сложившегося порядка избрания глав муниципалитетов? С чего вдруг понадобилось его менять?
– Лично я – сторонник первой модели, в которой, на мой взгляд, плюсы перевешивают возможные риски. Зато губернаторам легче работать с сити-менеджерами, которые не занимаются городской политикой, а только управляют хозяйством. Отмена прямых выборов мэров – это общероссийская тенденция. Более того, Кузбасс – один из последних регионов России, который этим занялся. До нас уже было много экспериментаторов по стране, и немало регионов, где нет прямых выборов давно. С тех самых пор, как Кремль начал встраивать местное самоуправление в вертикаль государственной власти.
– В последние годы муниципальные власти постепенно лишались самостоятельности, возможности контролировать налоговые потоки, стали жить на областные «подачки». И нынешний эксперимент с отменой выборов – одно из звеньев процесса лишения муниципалитетов самостоятельности. Это так?
– Абсолютно верно. В течение последних лет в стране выстраивалась система авторитарной власти под демократической оболочкой. Мне непонятно, почему граждане имеют право выбирать губернатора, президента страны, но не могут выбрать главу муниципалитета. Странно, ведь он гораздо ближе к ним. А ответ, полагаю, такой: губернатора без президента тоже не изберёшь, все кандидаты ездят перед выборами на презентацию в Кремль, там вертикаль власти чётко соблюдена.
Но есть проколы, как, например, в Иркутской области, где губернатором на выборах был избран коммунист. Там жители голосовали не столько за компартию, сколько против действующей власти. Или в Смоленской области, где «Единая Россия» не стала выдвигать своего кандидата и победил член ЛДПР. Они сами это придумали? Думаю, нет. Эти проколы санкционированы наверху, для того чтобы мы могли сказать: «Не все у нас ставленники партии власти, есть исключения. Т. е. у нас демократия».
Кто мэра назначит?
– Как вы думаете, почему именно сейчас появилась необходимость отменять прямые выборы?
– Необходимость возникла сейчас в связи с тем, что в феврале этого года был принят Федеральный закон № 8, который ввёл ещё две новые модели избрания глав. В обоих случаях главу выбирает специально созданная конкурсная комиссия, которая отбирает кандидатов и предлагает их Совету народных депутатов. По четвёртой форме, кандидаты отбираются из числа депутатов, по пятой – не из депутатов. Но при этом никто из кандидатов не может выдвинуться сам, как сейчас. Т. е. комиссия сама выбрала, а депутаты только проголосовали. А жители тут вообще ни при чём, их никто не спрашивает. Ещё одно важное изменение.
Раньше форму избрания глав принимали сами муниципалитеты и закрепляли в уставе. А теперь записано, что форма избрания определяется представительным органом муниципального образования в соответствии с законом субъекта федерации. Выходит, как областной Совет решит, так городские депутаты и сделают. Также всё ясно с тем, кто будет определять будущего главу. В комиссию входит 50% депутатов и 50% представителей губернатора. Согласитесь, что хоть одного депутата, сочувствующего главе региона, удастся найти. Т. о. у губернатора заведомое большинство голосов в комиссии. Следовательно, на пост мэра может быть избран только ставленник губернатора.
– Ну и пускай бы губернаторы назначали мэров. Зачем нужна вся суета с выборами, комиссиями?
– Вся суета для вида. Есть три вида политических режимов: авторитарные, демократические и, по сути, авторитарные, которые очень хотят выглядеть демократическими. Последний вариант наш, российский.
– Помнится, год назад в Новокузнецке тоже обсуждали тему отмены выборов, однако депутаты отказались от эксперимента. Почему Новокузнецк оказался таким стойким и смелым?
– Да сейчас форма выборов главы города не поменялась, но это временно. По всей России идут волны. Города, которые в прошлом году вернулись на прямые выборы, снова меняют форму голосования (Иркутск, например). Из Москвы команды идут, давят на губернаторов: меняйте, мол, областные законы, сделайте, чтобы была форма с комиссией, без участия населения. Самые отчаянные сопротивляются. Но большинство соглашается, т. к. все муниципалитеты в полной зависимости от денежных вливаний из области.
– Почему в Кузбассе эксперимент начался не с Новокузнецка или Кемерова, а с небольших городов и районов?
– Полагаю, потому что участники эксперимента – «очередники», в 2016 г. там заканчиваются сроки полномочий глав и всё равно должны были пройти выборы. По закону, если форма меняется, то только после истечения срока полномочий ранее избранного главы.
Как без выборов заживем?
– В чём вы видите плюсы и минусы отмены прямых выборов глав муниципалитетов?
– Плюсов я не вижу. Экономия на предвыборной кампании, о которой говорят сторонники отмены, – это копейки. Мне проще сказать, в чём антидемократичность эксперимента. Только при первой и второй моделях мэром может стать самовыдвиженец. В остальных формах этого сделать нельзя. В них соблюдена лишь демократическая оболочка. И, пожалуй, главное: местное самоуправление существует для людей, а не для удобства чиновников. И люди поймут, что с ними в игры играют и лишают права выбора.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы нынешнего эксперимента? Он захлестнёт все оставшиеся города и районы Кузбасса?
– Никакой это не эксперимент, а плановый, продуманный процесс. На мой взгляд, единственное, что может остановить его, – решение Конституционного суда РФ. На данный момент в нём находится заявление от 90 депутатов Госдумы. Они оспаривают конституционность нормы, согласно которой структуру муниципальных органов определяет не население, а закон субъекта Федерации, причём он имеет право установить для всех муниципалитетов региона единственную, обязательную для всех модель. К сожалению, были уже неудачные локальные попытки оспорить эту норму: на днях Конституционный суд отклонил заявление челябинских депутатов.
Но одно дело – депутаты сельского поселения, которые жалуются, что их заставляют выбирать глав по-новому, и другое дело – Госдума, и 90 депутатов имеют более серьёзный вес. Посмотрим, что решит суд. Если он всё признает законным, то в Кузбассе перспектива одна: после эксперимента 2016 г., который, разумеется, будет признан удачным, постепенно все муниципалитеты перейдут на комиссионную форму избрания глав. И нынешние мэры кузбасских городов могут стать последними всенародно избранными.