Примерное время чтения: 10 минут
543

Мнимая демократия. Зачем в Кузбассе хотят отменить выборы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 28/10/2015
Не зря бабушки водили внуков на выборы. Ведь следующих может и не быть, во всяком случае - муниципальных.
Не зря бабушки водили внуков на выборы. Ведь следующих может и не быть, во всяком случае - муниципальных. / Анна Городкова / АиФ

Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун рассказал корреспонденту «АиФ-Кузбасс» о том, как теперь будет меняться власть на местах, и значит ли это, что со временем выборы мэров отменят повсюду?

Почему выбирали?

Любовь Алексеева, «АиФ-Кузбасс»: Роальд Владимирович, в 1990-е гг. вы были и свидетелем, и активным участником зарождения всеобщего прямого голосования за мэров. Почему в Кузбассе появился именно такой порядок избрания глав городов и районов?

Роальд Владимирович: Он появился тогда не только в Кузбассе, но практически во всей стране. Начало 90-х гг. – это время после шахтёрских забастовок, тогда в Кузбассе были сильны демократические веяния. Поэтому, когда встал вопрос о том, каким образом жители области будут выбирать мэров, все приняли самую демократичную форму – всеобщие прямые выборы.

Позже в разных регионах начали опробоваться и другие модели, используемые в зарубежных странах. Напомню, что, по федеральному закону о местном самоуправлении, принятому в 2003 г., было узаконено три модели структуры органов местной власти. При первой модели глава (мэр) избирается всем населением и одновременно возглавляет администрацию, а совет из своего состава избирает председателя.

При второй – глава также избирается всеми жителями, но возглавляет совет. В этой модели глава администрации – это не выборная должность, им становится профессиональный сити-менеджер, нанятый по результатам конкурса и работающий по контракту с советом, т. е. наёмный муниципальный служащий. И третья форма: главу муниципального образования избирают не жители, а совет из своего состава, он и руководит советом, а исполнительной властью опять-таки руководит сити-менеджер. По Конституции (ст. 131), структуру органов местного самоуправления население избирает самостоятельно. В Кузбассе все приняли первую модель. Областная власть тогда признала, что первая модель – самая демократичная.

Чей был приказ?

– Какие, на ваш взгляд, есть плюсы и минусы у сложившегося порядка избрания глав муниципалитетов? С чего вдруг понадобилось его менять?

– Лично я – сторонник первой модели, в которой, на мой взгляд, плюсы перевешивают возможные риски. Зато губернаторам легче работать с сити-менеджерами, которые не занимаются городской политикой, а только управляют хозяйством. Отмена прямых выборов мэров – это общероссийская тенденция. Более того, Кузбасс – один из последних регионов России, который этим занялся. До нас уже было много экспериментаторов по стране, и немало регионов, где нет прямых выборов давно. С тех самых пор, как Кремль начал встраивать местное самоуправление в вертикаль государственной власти.

– В последние годы муниципальные власти постепенно лишались самостоятельности, возможности контролировать налоговые потоки, стали жить на областные «подачки». И нынешний эксперимент с отменой выборов – одно из звеньев процесса лишения муниципалитетов самостоятельности. Это так?

– Абсолютно верно. В течение последних лет в стране выстраивалась система авторитарной власти под демократической оболочкой. Мне непонятно, почему граждане имеют право выбирать губернатора, президента страны, но не могут выбрать главу муниципалитета. Странно, ведь он гораздо ближе к ним. А ответ, полагаю, такой: губернатора без президента тоже не изберёшь, все кандидаты ездят перед выборами на презентацию в Кремль, там вертикаль власти чётко соблюдена.

Но есть проколы, как, например, в Иркутской области, где губернатором на выборах был избран коммунист. Там жители голосовали не столько за компартию, сколько против действующей власти. Или в Смоленской области, где «Единая Россия» не стала выдвигать своего кандидата и победил член ЛДПР. Они сами это придумали? Думаю, нет. Эти проколы санкционированы наверху, для того чтобы мы могли сказать: «Не все у нас ставленники партии власти, есть исключения. Т. е. у нас демократия».

Кто мэра назначит?

– Как вы думаете, почему именно сейчас появилась необходимость отменять прямые выборы?

– Необходимость возникла сейчас в связи с тем, что в феврале этого года был принят Федеральный закон № 8, который ввёл ещё две новые модели избрания глав. В обоих случаях главу выбирает специально соз­данная конкурсная комиссия, которая отбирает кандидатов и предлагает их Совету народных депутатов. По четвёртой форме, кандидаты отбираются из числа депутатов, по пятой – не из депутатов. Но при этом никто из кандидатов не может выдвинуться сам, как сейчас. Т. е. комиссия сама выбрала, а депутаты только проголосовали. А жители тут вообще ни при чём, их никто не спрашивает. Ещё одно важное изменение.

Раньше форму избрания глав принимали сами муниципалитеты и закрепляли в уставе. А теперь записано, что форма избрания определяется представительным органом муниципального образования в соответствии с законом субъекта федерации. Выходит, как областной Совет решит, так городские депутаты и сделают. Также всё ясно с тем, кто будет определять будущего главу. В комиссию входит 50% депутатов и 50% представителей губернатора. Согласитесь, что хоть одного депутата, сочувствующего главе региона, удастся найти. Т. о. у губернатора заведомое большинство голосов в комиссии. Следовательно, на пост мэра может быть избран только ставленник губернатора.

– Ну и пускай бы губернаторы назначали мэров. Зачем нужна вся суета с выборами, комиссиями?

– Вся суета для вида. Есть три вида политических режимов: авторитарные, демократические и, по сути, авторитарные, которые очень хотят выглядеть демократическими. Последний вариант наш, российский.

– Помнится, год назад в Новокузнецке тоже обсуждали тему отмены выборов, однако депутаты отказались от эксперимента. Почему Новокузнецк оказался таким стойким и смелым?

– Да сейчас форма выборов главы города не поменялась, но это временно. По всей России идут волны. Города, которые в прошлом году вернулись на прямые выборы, снова меняют форму голосования (Иркутск, например). Из Москвы команды идут, давят на губернаторов: меняйте, мол, областные законы, сделайте, чтобы была форма с комиссией, без участия населения. Самые отчаянные сопротивляются. Но большинство соглашается, т. к. все муниципалитеты в полной зависимости от денежных вливаний из области.

– Почему в Кузбассе эксперимент начался не с Новокузнецка или Кемерова, а с небольших городов и районов?

– Полагаю, потому что участники эксперимента – «очередники», в 2016 г. там заканчиваются сроки полномочий глав и всё равно должны были пройти выборы. По закону, если форма меняется, то только после истечения срока полномочий ранее избранного главы.

Фото: АиФ/ Андрей Федоров

Как без выборов заживем?

– В чём вы видите плюсы и минусы отмены прямых выборов глав муниципалитетов?

– Плюсов я не вижу. Экономия на предвыборной кампании, о которой говорят сторонники отмены, – это копейки. Мне проще сказать, в чём антидемократичность эксперимента. Только при первой и второй моделях мэром может стать самовыдвиженец. В остальных формах этого сделать нельзя. В них соблюдена лишь демократическая оболочка. И, пожалуй, главное: местное самоуправление существует для людей, а не для удобства чиновников. И люди поймут, что с ними в игры играют и лишают права выбора.

Фото: АиФ/ Андрей Федоров

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы нынешнего эксперимента? Он захлестнёт все оставшиеся города и районы Кузбасса?

– Никакой это не эксперимент, а плановый, продуманный процесс. На мой взгляд, единственное, что может остановить его, – решение Конституционного суда РФ. На данный момент в нём находится заявление от 90 депутатов Госдумы. Они оспаривают конституционность нормы, согласно которой структуру муниципальных органов определяет не население, а закон субъекта Федерации, причём он имеет право установить для всех муниципалитетов региона единственную, обязательную для всех модель. К сожалению, были уже неудачные локальные попытки оспорить эту норму: на днях Конституционный суд отклонил заявление челябинских депутатов.

Но одно дело – депутаты сельского поселения, которые жалуются, что их заставляют выбирать глав по-новому, и другое дело – Госдума, и 90 депутатов имеют более серьёзный вес. Посмотрим, что решит суд. Если он всё признает законным, то в Кузбассе перспектива одна: после эксперимента 2016 г., который, разумеется, будет признан удачным, постепенно все муниципалитеты перейдут на комиссионную форму избрания глав. И нынешние мэры кузбасских городов могут стать последними всенародно избранными.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах