«Пусть всё плохое останется в старом году!» Новокузнечанин Виталий Клепиков и не предполагал, что это новогоднее пожелание уже после праздников обернётся для него экстренным переездом, а «плохой» внезапно окажется купленная десять лет назад квартира. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».
Ажиотаж во дворе
Окна поменяли, потолки натянули, мебель встроили – казалось, жизнь семьи Клепиковых вошла в размеренное русло, можно наконец с дочками поехать на море летом. Но новость на собрании жильцов в минувший четверг мгновенно перечеркнула все планы. «Здесь жить нельзя. Нужно срочно выселяться. Дом может рухнуть», - прозвучал приговор.
«Детей мы перевезли к родителям, сами с женой пока здесь. Надо документы готовить, вещи паковать, новое жильё искать. Во дворе тоже движуха: риэлторы с визитками атакуют, соседи в «Газели» мебель грузят, люди с коробками по лестницам бегают. Паники нет, но все суетятся», - рассказывает Виталий. По его словам, основная суета сейчас происходит на рынке недвижимости. Семьям с детьми нужно новое жильё в том же квартале, чтобы школа и детский сад под боком были. Пенсионерам тоже не хочется далеко уезжать от родного дома: поликлиника, остановка, магазины – всё рядом, всё привычное. Жильцы 64 квартир должны переехать из аварийного дома до конца февраля. А в округе, по словам Виталия, наберётся от силы квартир 20, аналогичных по площади и цене. Как и многие, он опасается, что продавцы воспользуются ажиотажем и поднимут цены. «Утром ещё квартира на сайте стоила 1,9 млн руб., а через час обновил страничку – уже 2 млн», - возмущается Виталий.
«Эксплуатация невозможна»
В Новокузнецке, по данным на ноябрь 2018 г., признаны аварийными и ожидают сноса 162 дома, в которых проживают больше 6,5 тыс. человек. Кузбассовцы зачастую годами ждут переезда из «хрущоб», живут с трещинами в стенах, с осыпающимися лестницами, потолками. Поэтому экстренное расселение дома по пр. Запсибовцев, 14 удивляет людей и пугает: чиновники не прячутся и не жалуются на отсутствие денег. Неужели строение может рухнуть в любой момент и находиться в нём опасно для жизни? Глава Новокузнецка Сергей Кузнецов заверил: «Сам по себе дом рухнуть не может. Это может произойти из-за подвижек почвы – вследствие толчков, землетрясения или весной, когда оттает вода».
Дом, простоявший 35 лет, стал разрушаться в 2018 г. Изменения несущих конструкций обнаружили в подвале в феврале прошлого года сотрудники управляющей компании, известили горадминистрацию и заказали экспертизу. Заключение пришло в конце декабря: дальнейшая эксплуатация здания невозможна.
Девятиэтажка стоит на плывунных грунтах. В результате подвижек несущие конструкции повредились. Мэр рассказал, что пару лет назад подобная ситуация возникла в соседних домах, которые располагаются ниже разрушающегося здания: в подвалах стали скапливаться подземные воды, а когда их принялись откачивать, то начались изменения грунта. По его словам, окружающим зданиям ничего не угрожает. «Чтобы быть более уверенным, я заказываю гидрологическое исследование этого района. Мы наймём организацию, которая в течение двух-трёх месяцев сделает соответствующие выводы», - заверил мэр.
Результат бесхозяйственности?
Заслуженный архитектор РСФСР Юрий Журавков в 1980-е гг. работал в институте «Кузбассгражданпроект». При его непосредственном участии велась застройка Новоильинского района Новокузнецка. «Каждый человек, понимающий в строительстве, знает: если под фундамент вода попадает – это беда. Могли быть подтопления, замачивались грунты, и произошла просадка. Аварийная ситуация могла быть вызвана неверными действиями людей», - объясняет он возможную причину, почему дом начал разрушаться. Однако, не зная выводов комиссии, он подчёркивает, что его точка зрения – лишь версия.
Расселение «пизанской» девятиэтажки подняло ещё один важный вопрос: насколько вечны панельные дома из эпохи массовой застройки? Ведь, например, есть немало хрущёвок, которые в Москве уже активно идут под снос. Хрущёвки надолго переживут и нас, и это правительство», – считает архитектор. Он вспоминает, что когда после землетрясения 1989 г. ездил в Ленинакан и Спитак, то там видел: выстояли именно обыкновенные хрущёвки. «Каркасно-панельные дома (наподобие 16-этажек по ул. Кирова в Новокузнецке) и кирпичные попадали, а «панельники» не разрушились - только торцы у некоторых повыбило. Такие дома стоят по всей Европе до сих пор. Это массовые, недорогие и надёжные строения», - уверен Юрий Журавков. По его словам, разговоры о ненадёжности хрущёвок – это утка, придуманная людьми, которые хотят заработать. «Если зубы не чистить, то они выпадут. За всем надо следить. У хорошего хозяина дом 150 лет стоит, а у плохого и через 20 лет разрушится», - рассуждает архитектор.
Сергей Цивилев |
Губернатор области Сергей Цивилёв подчеркнул, что с переселением граждан нельзя затягивать. В ближайшее время необходимо предоставить всем жильцам равнозначные помещения. Большинство жителей аварийного дома уже сдали необходимые для переезда документы, на этой неделе ожидают оценщиков. Власти обещают жильцам денежную компенсацию в размере около 120% рыночной стоимости квартир (из них 20% - это компенсация расходов на оформление документов, переезд, ремонт).
Смотрите также:
- Сделать дом уютным коммунальщикам помогают кемеровчане →
- Сколько «царским» домам в Кузбассе стоять? →
- Почему рушатся дома? →