64 рубля в час. Водители трамваев в Кемерове жалуются после ДТП с погибшим

С июня в трамвайном депо активно идут текущие ремонты подвижного состава — ремонтная служба фактически днюет и ночует на работе. © / Анастасия Дорошенко / АиФ

После кемеровского ДТП, в котором из-за столкновения трамваев пострадало 140 человек и один погиб, прошло четыре месяца. Ситуация в городе остаётся печальной: трамваи регулярно возгораются, сходят с рельсов или попадают в другие ДТП — недавно на путях сбили пенсионерку, которая получила серьёзную травму ноги. А теперь ещё и водители трамваев написали публичную жалобу. Подробнее у kuzbass.aif.ru.

   
   

Работать невыносимо

«Я обращаюсь от коллектива водителей трамвая АО «КЭТК» г. Кемерово. Нет сил уже терпеть неуважение и безалаберное отношение нашего руководства.

После страшного ДТП большинство трамваев просто-напросто не вышли на линию. Сменился генеральный директор. Часть водителей были отправлены во внеочередные отпуска, а кто-то и попусту сидит без работы в депо, так как вагона нет! (По сей день.)

Ситуация с заработной платой стоит очень остро. Мы много потеряли в заработной плате, так как сейчас отсутствуют подработки. У нас очень маленькая тарифная ставка в час, в то время как в соседних городах нашей области тарифные ставки в два, а то и в 2,5 раза больше!» — такое сообщение разлетелось накануне во всех социальных сетях Кузбасса.

Дальше в нём сотрудники пишут, что их просьбы об увеличении зарплаты и условий труда не слышит ни руководство компании, ни мэрия, ни областное правительство. По их словам, работать становится невыносимо, поскольку трамваи то болтаются из стороны в сторону, то сильно гремят — всё из-за изношенности рельсов.

«Мы хотим работать и получать достойную заработную плату и, самое главное, хотим работать безопасно, чтобы наши пассажиры, как взрослые пожилые люди, так и дети, также могли безопасно передвигаться на наших трамваях», — заключают сотрудники.

   
   

Поесть нельзя, а обилечивать можно

Заместитель директора по связям с общественностью КЭТК Максим Гончаренко ответил, что во время простоя, с июня до сих пор, водителям выплачивается 100% средней заработной платы, а также что руководство неоднократно предлагало им подработку: «Часть водителей этим воспользовалась и подрабатывает. Другая часть категорически отказывается от этого, но при этом почему-то публично жалуется на судьбу».

В соцсетях сразу началась баталия между сотрудниками и Гончаренко, а мэрия назвала обращение сообщением «якобы от лица водителей трамваев». Редакция связалась с председателем профсоюза электротранспортной компании, водителем трамвая Еленой Козыренко и узнала, как проходит и сколько стоит её обычный рабочий день.

«Я работаю 2/2, встаю в 3 часа ночи, чтобы вовремя приехать на смену и попасть в дежурный автобус. В пять с копейками приезжаю, прохожу осмотр врача, мою вагон (мойка закрыта), таскаю песок (за мойку и песок нам не доплачивают, хотя есть отдельные люди — мойщики). Если работаю без кондуктора, получаю терминал, билеты, потому что валидаторов нет. Доплата за это — 3-4 тыс. рублей, хотя наше расписание не рассчитано на обилечивание. То есть когда я, работая сменой 8 часов, захочу перекусить, меня накажут, потому что это отвлечение от управления (обед не предусмотрен), а то, что к тебе кто-то ломится в кабину за билетом, в порядке вещей. Выезд может быть в 6 или в 8 утра, и оставшееся время я просто жду. Смена за рулём составляет 10-11 часов, и платят только за неё», — рассказывает собеседница.

Тарифная ставка у водителя 1-го класса (всего классов три) — 64 рубля в час при средней выработке 165-170 часов без подработок. Оператор по выпуску вагонов получает около 40 тыс. рублей. Зарплата слесарей, благодаря которым по сути и работает депо, составляет 35-36 тыс. рублей — кому захочется получать такую сумму при чуть ли не круглосуточной работе? Кондукторы, чтобы выполнить план по часам, трудятся в выходные, которые не оплачиваются в двойном положенном размере. Вопросы у Елены и по поводу индексации, которой, по её мнению, было недостаточно.

«Мы просим уравнять зарплату. У водителей троллейбуса в Кемерове гораздо выше тарифная ставка, чем у нас. Подработки предлагают — в наши выходные линейным ревизором, проверять нарушения на путях. Это совсем другая работа. И почему я должна в свой выходной работать, чтобы получать нормальную, достойную зарплату?» — справедливо возмущается Елена Козыренко.

Модернизация не за один год

Минтруд посоветовал работникам лично обратиться по данному вопросу в Государственную инспекцию труда с письменным заявлением, изложив суть обжалуемых действий работодателя. Также, имея учётную запись на портале Госуслуги, письмо можно подать в электронном виде на сайте.

Изменит ли обращение условия работы людей, где проблема копилась не просто годами, а десятилетиями? По словам Максима Гончаренко, сотрудники КЭТК били в колокола ещё в 2016 году, говоря администрации города Кемерово, что денег сильно не хватает, а подвижной состав изношен. Однако тогда речь шла преимущественно о троллейбусах. В итоге компания частично приобрела их в лизинг, что стоило ей серьёзного финансового удара — КЭТК проходила процедуру банкротства.

С троллейбусами почти справились. За последний год помог и город, который обновил весь троллейбусный парк. Но «случились» трамваи, которые, конечно, не «случились». Проблема назревала давно. Изношенная со времён СССР инфраструктура привела и к 90% изношенности самих вагонов.

По обещаниям властей, будущая реконструкция трамвайной системы, которую частично начали в прошлом году, затронет почти 100 км путей. Займёт это не один год.

В следующем году в Кемерове модернизируют тот самый десятый маршрут, где столкнулись вагоны. На нём ежедневно перевозят несколько тысяч пассажиров с одного берега на другой. Строители заменят 24 км путей, построят разворотные кольца, реконструируют три и построят две новые тяговые подстанции и т. д. Подрядчики уже готовят проект, который должны сделать до весны следующего года. Однако на другие маршруты таких подробных планов ещё не озвучивали.