А вам не сказали? Как многодетным семьям получить помощь от государства

Павел Казаков / АиФ

Кемеровчанка Татьяна Иванова много лет простояла в очереди за бесплатной землёй, которая помогла бы прокормиться ей и её троим детям. Тем временем старшему сыну исполнилось 18 лет, и право на землю Татьяна потеряла. О том, как получить свои льготы и победить извечную волокиту, корреспонденту «АиФ-Кузбасс» рассказала мать троих детей и председатель региональной общественной организации «Центр помощи многодетным семьям Кемеровской области» Мария Старинчикова.    
   

Дети просят проездной

Анна Городкова, «АиФ-Кузбасс»: – Мария, центр помощи многодетным семьям вы создали в прошлом году. Как он работает сейчас, оказался ли востребованным?

– Идею о создании центра мне подсказала многодетная мать из Перми, с которой я познакомилась на одном мероприятии. У себя в городе она создала такую организацию, стала помогать многодетным. Я приехала домой, «прожевала» эту идею и решилась на создание центра у нас в области. Мы открылись только в ноябре, поэтому пока не почувствовали сильную востребованность – люди только начали о нас узнавать.

Сначала всерьёз не воспринимали и просили конкретного решения своих проблем, чтобы мы принесли желаемое на блюдечке с голубой каёмочкой. Но наша цель оказать немного другую помощь: в нашей команде есть юрист, психолог, которые могут бесплатно проконсультировать. Мы хотим собрать многодетных матерей со своими знаниями, создать площадку, где они смогут решать проблемы сообща.

Недавно мы пустили в ход бесплатную дисконтную карту, которая даст право многодетным на скидки в определённых магазинах и заведениях (спортивные залы, парикмахерские и ремонтные услуги, ясли и т. д.). И сначала, когда мы предлагали компаниям сделать скидку многодетным матерям, они воспринимали это в штыки. Заявляли: «Да они же все асоциальные! А мы и так занимаемся благотворительностью. О чём вы говорите?» Но почему, если многодетная, значит асоциальная и малоимущая? В Кузбассе из 25 тысяч таких мам только 8 тысячам действительно не хватает средств. Из них ещё около 40% «хитрых» малоимущих, которые подделывают документы, чтобы получать пособие побольше. Раньше на Руси все семьи были многодетными (и у купцов, и у крестьян). Из-за перестроек и кризисов люди отказались от такой роскоши, но сейчас снова приходят к тому, чтобы рожать больше.

Кого-то подталкивают на это государственные программы, кого-то собственное, обособленное от экономики решение. Всё циклично, мы дошли снова до того восприятия, когда семьи хотят иметь несколько детей (к тому же, не дай бог, что-то случится с первым и единственным – никто не застрахован от несчастных случаев). У одних моих знакомых единственная дочь погибла в автокатастрофе, у других – сын в Чечне. Наверное, такие потери проще перенести, когда есть ещё кто-то, кто требует твоей заботы и внимания. И говорить, что так думать ненормально, не стоит – это жизнь.

– С какими трудностями к вам обращаются матери?    
   

– Неоднократно обращались с проблемами, возникшими при получении земли. Процесс получения своего земельного участка очень сложный и, по моему мнению, неправильный, поскольку люди ждут годами и в итоге доживают до того момента, когда старшему ребёнку исполняется 18 лет и семья уже не имеет права на землю. Обращаются и с общими вопросами. К примеру, на многие льготы (скидка 30% на отопление, воду и электроэнергию, бесплатная выдача лекарств детям до шести лет, один день в месяц бесплатное посещение музеев и выставок, обеспечение школьной формой и другое) у нас могут рассчитывать только малоимущие.

Но в администрации области об этом знают не все – до «верхушки» информация о реальном положении дел доходит далеко не всегда, и нашему губернатору может казаться, что у нас полная идиллия, все обеспечены льготами и получают их. Когда я ходила беременная третьим ребёнком, знакомые говорили, что вот когда рожу, дети будут бесплатно ездить на трамвае. В итоге мои дочери (обе ездят в школу именно на трамвае) второй год с меня требуют проездные и не могут понять, что мы не малоимущие. Также они не понимают, почему некоторым одноклассникам дают учебники бесплатно, а им нет, почему некоторые едят в столовой за меньшие деньги, а они нет.

Игра «Найди льготы»

– У вас трое несовершеннолетних детей. Скажите, насколько тяжело приходится их растить и обеспечивать всем необходимым? Ведь о том, что многодетным у нас помогают там и сям, не говорит только ленивый.

– Если смотреть с финансовой стороны, то я не могу жаловаться на плохую обеспеченность нашей семьи. Мы же отдавали себе отчёт в том, что будет тяжело. Да, мои дети не ходят в вещах от «Прада», не носят бриллианты (хотя старшая 13-летняя дочь уже не отказалась бы от них). Дочери неплохо одеты и обуты, у них есть все необходимые школьные вещи, они посещают школы искусств и спортивные секции. Однако дополнительные льготы не были бы лишними. Мне не нужно, чтобы моего ребёнка в школу собирали к 1 сентября, но очень радовала бы скидка на ЖКХ или школьное питание, которое растёт в цене год от года.

Это будет приятно не только экономически, но и морально, ведь ты будешь понимать, что многодетность правда в стране ценится. Да и сообщать надо многодетным о том, что им положено. О том, что я могу получать ежемесячное пособие на третьего ребёнка, я узнала случайно от своего бухгалтера, когда младшей дочери было уже полгода – ни в одном отделе социальной защиты мне об этом не говорили. Ещё наши многодетные могут не платить налог за машину, но об этом тоже оповещают далеко не всех. Узнала я об этой льготе только тогда, когда заплатила за машину.

– Как просто получить региональную и федеральную поддержку? Вы получали её?

– Региональный материнский капитал в размере 130 тысяч рублей получают все, у кого есть ипотека или нужда в улучшении жилищных условий. Хорошо, что эта процедура проходит достаточно быстро – регион одобряет или не одобряет выплату в течение 1,5-2 месяцев, а федеральная власть – одного месяца. Я предлагала нашей администрации немного расширить спектр возможных условий, куда можно потратить эти 130 тысяч, – на лечение, образование, машину, пенсию или ремонтные работы.

Но нам объяснили, что бюджетных денег (особенно в кризисное время) не очень много, поэтому пока этот вопрос придётся отложить. И отбор кандидатов на эти деньги за последние несколько лет стал жёстче. Раньше на покрытие ипотеки эту сумму давали всем, но стали находиться хитрые, действительно асоциальные люди, которые специально через всякие схемы экспресс-займов брали кредиты (как будто на жильё) и обналичивали выплаты: половину возвращали заёмщику, а оставшуюся половину пропивали. Поэтому образовался комиссионный отбор тех, кто эти деньги получит.

Куда не проедешь на танке

– Какая помощь от государства многодетным кажется вам наиболее важной? И на что наши власти закрывают глаза?

– Для основной части многодетных важнее всего была бы финансовая и земельная помощь, но последняя развита слабо. Посыл президента, когда вообще учреждали эту форму поддержки, был такой, чтобы на земле можно было что-то посадить или построить дом и жить там. Но как можно жить на заимке за много километров от города, где нет воды и света, а рядом лес? Брать дом с уличным умывальником под дачу будет не каждая мама, потому что ездить туда получится не у всех.Однажды я узнала, что выдают землю в Сухой Речке, казалось бы, нормальном месте недалеко от Кемерова со всеми коммуникациями.

Но когда приехала и лично увидела тот участок, который выделили, поняла, что это больше похоже на издевательство над семьями: он находился в таком непроходимом месте, куда в сухую погоду на танке не проедешь. Система такая: на сайте КУМИ можно себе выбрать желаемую землю, написать заявление, заплатить за справки и принести их в учреждение. В течение нескольких месяцев специалисты комитета смотрят, не планируется ли какая-то другая застройка в этом месте, и в итоге, как правило, приходят отказы.

– Как в целом вы оцениваете ситуацию помощи многодетным семьям у нас в Кузбассе? Она, скорее, хорошая или плохая?

– В общем, у нас в области система одна из лучших, потому что существует очень много мер поддержки (земля, 130 тысяч за третьего ребёнка, налоговые поблажки – все эти меры не обязательные, а на усмотрение региона). За третьего ребёнка даётся в разных регионах разная сумма: на Алтае это всего 25 тысяч рублей, а в Екатеринбурге целых 500 тысяч. Также все надбавки у нас индексируются.

Не надо считать, что у нас трезвонят только о хорошем, которого нет. Оно есть. Но встаёт вопрос: «Как это работает?» Система оповещения хромает, о чём я говорила выше, поэтому надеюсь, что наш центр поможет её улучшить, структурировать получение земли и помочь разобраться людям в том, на что они могут претендовать и что вообще могут просить у государства. Думаю, что мы справимся!