Наркоторговцев оперативники ловят, можно сказать, пачками и отмечают, что у организаторов сегодня стало популярным привлекать в свой бизнес подростков. В подробностях разбиралась корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Привет от Ники
Для Анатасии Романовой (имя и фамилия изменены) стала настоящим шоком новость о том, что её 17-летний сын Алексей торговал наркотиками. Женщина одна воспитывала двух сыновей. Старший, Лёша, всегда во всём помогал. После девятого класса он поступил в техникум, учился неплохо, ни с кем не конфликтовал. Домой возвращался всегда вовремя, а на вопрос, откуда у него появились деньги на зимнюю одежду для брата, говорил, что подрабатывает на мойке автомобилей. Парень никогда не употреблял наркотики и даже не курил. Поэтому поводов для беспокойства, казалось бы, не было.
Елена Имаева |
Как рассказала следователь по особо важным делам следственного отдела по Центральному району Кемерова СУ СК Елена Имаева, в июле прошлого года Алексею в социальной сети «ВКонтакте» написал неизвестный и предложил работу с быстрым заработком. Нужно было раскладывать в тайники пакетики с наркотиками. Подросток согласился. На свой телефон он установил программу для общения в Интернете и через неё получал указания от оператора. Оператора в сети звали Никой. Ника отправляла ему адреса с местонахождением крупной партии расфасованных наркотиков, из которой нужно было сделать разовые закладки. Лёша раскладывал пакетики в разных местах Кемерова, в основном в Центральном районе. Затем отправлял фотографии с подробным описанием места Нике. За каждую сделанную закладку ему на его электронный кошелёк перечисляли по 100 руб. В среднем в день парень делал по 10 закладок. 17 августа в районе ул. 6-я Заречная областного центра юношу с 30-ю пакетиками синтетических наркотиков задержали полицейские. Место глухое, домов рядом нет, проходит лишь грунтовая дорога и лес. В лесу и был спрятан полиэтиленовый пакет с синтетикой. Теперь Алексей проведёт в тюрьме два года восемь месяцев.
Ещё одного кемеровчанина, 17-летнего Егора Рыжова (имя и фамилия изменены) в наркобизнес завербовали на сайте по поиску работы. Как рассказал сам парень следователю, он искал подработку. Со своим «работодателем» подросток общался в «Телеграме» и вживую его никогда не видел. На момент задержания Егор учился в десятом классе. Учился неплохо, с одноклассниками дружил, в семье с мамой и отчимом, по данным следствия, отношения были хорошие.
Надежда на «условно»
«Как правило, несовершеннолетних продавцов находят в социальных сетях (преимущественно в соцсети «ВКонтакте»). Выйти на самих организаторов торговли бывает сложно, потому что они работают в разных городах нашей страны через огромную сеть посредников - курьеров, операторов. В сети посредник находит активного подростка (как правило, мальчика 16-18 лет) и пишет ему от лица вымышленного персонажа. Далее за большие деньги предлагает работу. В последнем деле, например, было 250 руб. за одну закладку. Затем общение происходит через оператора в мессенджерах. Несовершеннолетний забирает из заранее обозначенного места крупную партию наркотиков, а затем делает закладки и скидывает адреса оператору», - рассказывает Елена Имаева. Ничего сложного. И для правоохранителей тоже.
По словам следователя, большинство подростков понимает, что рано или поздно их задержат. Но каждый верит, что ему как несовершеннолетнему грозит только условный срок. Однако сбыт наркотиков в группе лиц – это преступление, по которому вообще невозможно условное наказание. Неважно, сколько лет ребёнку, ему всё равно грозит тюрьма. «Причём большинство ребят из благополучных семей, имеют хорошую характеристику, сами не употребляют наркотики, не пьют и не курят. Многие хорошо учатся в школе, занимаются спортом, пишут стихи… Родителям говорят, что подрабатывают доставщиками пиццы, мойщиками автомобилей, грузчиками и т. д.», - говорит Елена Имаева и советует родителям проверить подработку сына или дочери, позвонить на ту же мойку, а ещё лучше съездить! Опыт следователя показывает, что большинство ребят после колонии завязывают с преступной жизнью. Вот только судимость никуда не исчезает, и с ней приходится жить всю жизнь.
Ольга Рублёва |
Детский психолог Ольга Рублёва вполне допускает, что семья юного наркоторговца может быть благополучной внешне. «Непонимание и недостаток внимания могут быть скрыты внутри, - объясняет специалист. - Если ребёнок привык к тому, что родители интересуются его делами, проводят с ним свободное время (например, вместе занимаются спортом и т. д.), то так меньше вероятность, что в его голове родится мысль связаться с наркотиками. Если же в семье нет доверительности, то у детей формируется потребность в самоутверждении, привлечении внимания. И торговля наркотиками воспринимается как один из способов, который даёт деньги, а значит, по мнению ребёнка, прибавляет ему веса». Понятно, что нужно разговаривать с детьми о том, чего делать нельзя, но донести это бывает сложно, ведь сделать это нужно так, чтобы ребёнок проникся, захотел пересказать услышанное друзьям.
Смотрите также:
- "Накормить ребенка мало, важно дать ему пример честности, ответственности" →
- «Любовь и признание - хороший бонус». В чем секрет счастливой семьи? →
- Полуголодная свобода. Почему в Кузбассе так много бездомных? →