До идеала далеко. Каким должен быть современный город?

Город - это не только коробки-дома, но и улицы, по которым приятно гулять. © / Максим Кагиров / Из личного архива

К столетию Кемерова горожане объединились и сделали подарки областному центру: облагородили родник, привели в порядок берег реки, поставили качели, скамейки и т. д. В Прокопьевске жители одного из домов поставили в своём дворе скульптурки сказочных персонажей. Инициативные горожане есть в каждом кузбасском городе и районе. О том, как грамотно украсить пространство вокруг себя, и о том, каким должен быть идеальный город, корреспонденту «АиФ – Кузбасс» рассказал архитектор, председатель Кемеровской региональной организации Союза архитекторов России Сергей Зыков.

   
   

Город-парк

Наталья Исаева, «АиФ – Кузбасс»: Сергей Николаевич, в знаменитом фильме «Ирония судьбы» был момент: архитектор нарисовал красивое здание с балкончиками, а потом всё «лишнее» убрали и получили типовую «коробку». Вы как архитектор, как считаете, каким должен быть город?

Сергей Зыков

Сергей Зыков: Город должен быть, прежде всего, комфортным для проживания. Удобство и красота - основные составляющие этого комфорта. Вот только эстетику каждый понимает по-своему. Всё зависит от уровня культуры или, так сказать, эстетической грамотности человека. Тот же дом может быть красивым и без балконов, а с балконами и с колоннами может быть уродливым. Вычурное не значит красивое, лаконичное не значит уродливое или типовое. Кстати, в XIX веке и в 30-50-х гг. XX века в нашей стране строились здания в классическом стиле, в том числе по типовым проектам - с колоннами, карнизами и балкончиками. Сменялись архитектурные стили, менялась архитектурная мода, изменялись понятия об эстетике... Но качество архитектурного решения здания или городской среды всегда связано со степенью профессионализма и с талантом автора-архитектора - это во-первых, а во-вторых, оно напрямую зависит от уровня культуры заказчика и городских властей, что связано с их доверием профессионалу-архитектору.

Отсюда такое качественное различие застройки старых кварталов, особенно центра Кемерова, и микрорайонов новостроек. Даже территории массовой жилой застройки 70-х - начала 90-х годов сегодня выглядят куда более гуманно за счёт свободных озеленённых пространств, чем современные микрорайоны с высокоплотной застройкой повышенной этажности, которые жители сравнивают с каменными джунглями. Застройщики стремятся выжать максимум квадратных метров из территории, власти города этот процесс практически не регулируют. В свою очередь, низкое качество городской среды снижает рыночную стоимость недвижимости, которая будет продолжать падать по мере насыщения рынка.

На мой взгляд, пример удачной городской среды в нашем городе - весь старый центр. Здесь много зелёных пространств, хорошее раскрытие на природу - река, бор. Относительно Лесной Поляны можно сказать, что довольно благоустроенное и озеленённое пространство, к сожалению, лишено качественной современной архитектуры.

- Как быть, если мы получили типовую «коробку» и совсем маленький дворик? Как мы сами можем преобразить пространство вокруг себя?

- Преобразить можно любое здание - вопрос в средствах и в разработке архитектурно-художественного решения. Но этим должны заниматься не дилетанты, а профессионалы, и лучше не после строительства, а на этапе проектирования. Вообще, у города обязательно должна быть концепция комплексного архитектурно-художественного, колористического решения застройки. На эти работы выделять деньги не менее важно, чем на асфальтирование дорог и благоустройство территории.

   
   

Конечно, старый фасад можно преобразить и самим, тем самым привлечь внимание к проблеме.

Самый простой и доступный способ при этом - покрасить его или расписать стены, причём картинки могут быть как реалистичные, так и абстрактные. Но сделать это нужно грамотно, должна быть общая композиция, которая будет сочетаться с самой застройкой, продумана по цвету, соотноситься с озеленением, восприятием пешеходов и автомобилистов. Важно чувство меры. Конечно, не нужно расписывать абсолютно все дома на улице - глаз устанет на это смотреть, но, думаю, поэкспериментировать можно. Тем более что потом можно всё перекрасить.

Гармония места

- Сегодня стали популярны так называемые арт-объекты. В городах даже проводят конкурсы и за лучшую идею выдают гранты. Как вы считаете, какие скульптурки можно поставить во дворе?

- Во дворе своей усадьбы или садового участка - любые. Но когда речь идёт о размещении скульптурных форм на общественных пространствах в особо значимых для горожан местах, нужно обратиться к профессионалам. В Кемерове много примеров того, как общественные пространства уродуют. Началось всё с пингвинов на пр. Советском, и постепенно китчевыми скульптурами замусорились аллеи и пешеходные площади в центре города. Так не может больше продолжаться! Необходимо сформировать компетентный архитектурно-художественный совет из профессионалов, не из чиновников, наделить его специальными полномочиями.

Глава города Илья Середюк в конце прошлого года сформировал градостроительный совет, куда вошли по предложению союза архитекторов профессионалы-практики, но почему-то для решения проблем городского строительства этот совет администрация не созывала. И вот, в частности, негативный результат - благоустройство площади Искусств перед филармонией. Здесь возникает масса вопросов как к форме и содержанию самой скульптурной группы, так и к стилистике фонарных столбов, скамей, ограждения и др. деталей. Ну это же такие несовременные, такие формальные решения! Здесь явно видно, что архитектора никто не привлекал. Хватило денег на каслинское литьё, а на работу профессионала - нет! В советское время это было недопустимо. Искусство имело воспитательную миссию, было пропагандой. Здесь оно и сейчас пропагандирует, но только плохой вкус, китч. Мы всё-таки хотим видеть свой город современным и красивым, хотим гордиться его архитектурой, дизайном, художественными произведениями.

- Если говорить о дворах, как соблюсти меру в их украшении арт-объектами?

- Нужно чувствовать дух места, ощущать и своё личное отношение к нему, и отношение других людей. Придумайте какой-то сценарий, сюжет. Лебеди, гномы или вообще какая-то абстракция - любое произведение, сделанное художественно и со вкусом, может иметь место. У нас почему-то привыкли считать, что скульптура должна быть реалистичной и стоять на постаменте. Но ведь можно подойти с юмором и сделать, например, стул огромного размера! Это вызывает эмоции, что гораздо важнее натурализма.

Думаю, что нужно просто обращаться к положительным примерам, мировому опыту, но не к народному творчеству, а именно к работе профессионалов. Через это можно приобщиться к культуре, пониманию качества художественного произведения и даже из своего двора сделать произведение искусства. Яркий пример - район Хайвей в Нью-Йорке. Раньше это было депрессивное место: полузаброшенные дома, заброшенные складские здания, железная дорога, которая свой функциональный смысл утратила давным-давно. Но несколько лет назад этот район преобразился, когда архитектурное бюро выполнило дизайнерский проект. Здесь сделали линейный парк на путях, благоустроили площадь, поставили скамейки, озеленили, причём частично оставили старые рельсы и шпалы – это теперь своего рода арт-объект. В итоге теперь хайвей стал местом притяжения для горожан. Вот пример того, как работа дизайнера повлияла на экономическую ситуацию города.

Досье
Сергей Зыков родился в Кемерове в 1960 году. Окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Председатель кемеровской организации «Союз архитекторов России». Председатель СРО «Ассоциация проектировщиков Кузбасса». По проектам Сергея Николаевича построены здание банка «УРАЛСИБ» на пр. Октябрьском (соавтор Л. Савинова), Евангелистская церковь «Возрождение» на ул. Терешковой (при участии Д. Струкова) и др.