«Сегодня на первом месте у властей и строителей не качество архитектуры, а количество квадратных метров. Как проектировать и как строить, решают не архитекторы, а менеджеры-девелоперы.
Дешёвое проектирование, дешёвое строительство – на этом зиждется коммерция», – говорит архитектор Сергей Зыков, рассуждая об облике кузбасских городов.
Каменные джунгли
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Сергей Николаевич, многие ругают наши серые пятиэтажки, мечтают, чтобы на их месте появились современные многоэтажки. Такие у нас растут постоянно в новых микрорайонах, но все они снаружи отличаются от хрущёвок только количеством этажей. Как вы думаете, чего не хватает нашей архитектуре?
Сергей Зыков: К сожалению, много чего не хватает! Например, уровня культуры заказчика, архитектора, городского чиновника или же не хватает их ответственности перед сегодняшними жителями и будущими поколениями, ведь города строятся на века! Кстати, само архитектурное пространство пяти-, девятиэтажной застройки 60-90-х годов гораздо гуманнее современных микрорайонов с высокоплотной застройкой.
Тогда низкое качество архитектуры хоть компенсировалось зелёным пространством между домами. А сейчас, посмотрите, как строят микрорайоны: вместо скверов и парков, которые можно было бы разбить между домами, налеплены однотипные многоэтажки. Не хватает современной прогрессивной законодательной базы ни на федеральном, ни на муниципальном уровне.
Основной документ – Градостроительный кодекс РФ – написан, похоже, функционерами-юристами без участия специалистов-архитекторов, и он никоим образом не влияет на качество архитектуры и градостроительства. И у городских властей, похоже, нет желания заниматься этим вопросом. Мало того, упразднена должность главного архитектора города со штатом опытных специалистов – архитекторов и градостроителей.
Уже год не созывается градостроительный совет. К сожалению, среди городских чиновников нет специалистов-архитекторов, и нет никакого другого органа, способного профессионально рассматривать архитектурные вопросы, формировать градостроительную политику областной столицы. Наверное, власти так удобнее: нет градостроительного совета – нет градостроительных проблем! Но нет и качества архитектуры!
У нас напрочь отсутствует конкурс идей на нестандартное эффектное и эффективное архитектурное решение, что является обычной градостроительной практикой в мире, что практиковалось в СССР, да и сейчас иногда применяется в России. Это, конечно, более сложная, ответственная и затратная процедура.
Но получаемые качество архитектуры, привлекательность городской среды, а следовательно, и качество жизни горожан окупают эти затраты. Например, было бы куда интереснее, если бы наряду с многоэтажками стояли и дома в два-три этажа с интересным архитектурным решением. В Голландии, например, учитывают авторство (оригинальность архитектуры). Там проходят конкурсы между архитекторами, развёртывается настоящая борьба идей за создание уникального, интересного здания.
Красивая утопия
– Сегодня стали популярны рисунки на стенах домов. Как по-вашему, «раскрасят» ли они город или нужно искать другие способы преображения?
– Конечно, рисунки на домах позволяют преобразить безликость типовой архитектуры и при умелом художественном подходе внести определённый шарм в городскую среду. Но нельзя же проблему разнообразия архитектуры массовых зданий решить только за счёт раскраски фасадов. Надо одновременно работать и с пространством, и с формой, и с цветом, чтобы застройка стала полноценной художественной композицией. Мне кажется, сегодняшние многоэтажки строятся как раз с такой надеждой, что потом их можно будет «разрисовать». А это неправильно.
Кстати, интересный момент. На Западе девелопера обязывают примерно 10% стоимости строительства здания потратить на дизайн среды, на создание арт-объектов. Так городское архитектурное пространство приобретает особую художественную ценность: мы видим не просто один дом, но и интересные скульптуры. Понятие «архитектура» часто у нас рассматривается как украшательство. А ведь это не только эстетика, но и удобство, и надёжность, и экономичность (как ни странно!), архитектура включает в себя и социальные, и экологические, и другие аспекты.
«Архитектор» – «главный строитель» в переводе, а его роль в отечественной практике сведена к минимуму. Архитектор должен принимать самое активное участие и в выборе площадки строительства, и в составлении задания на проектирование, осуществлять руководство всем проектным процессом, согласовывать проект, вести авторский надзор в ходе строительства. Тогда конечной целью будет не получение пресловутых квадратных метров, а создание полноценной комфортной и уютной среды обитания человека.
– Сергей Николаевич, в 20-х годах прошлого века, когда город застраивался, голландский архитектор Ван Лохем планировал превратить его правобережную часть в город-сад. Как вы думаете, почему этого не получилось?
– Город-сад – это вообще красивая, но утопическая идея очень комфортной и гуманной городской среды. Она не раз возникала в мировой истории градостроительства. Но в полной мере так и не реализовалась по вполне прагматическим экономическим причинам. Ведь город-сад предполагает, что дома будут располагаться среди зелени.
А городская земля довольно дорогая. Девелоперу невыгодно вкладывать деньги в содержание сада. Земля под зеленью мало того что прибыли не принесёт, так её ещё и содержать надо. Тут нужно искать баланс. А это уже зависит от культуры заказчика, профессионализма архитектора, мудрости городских властей.
Нужна гармония
– Недавно сгорел корпус медицинской академии в Кировском районе Кемерова, постройки 50-х годов. Остов его, конечно, снесли. И вместе с ним ушла частичка духа того времени, истории города. Это тоже курс на экономию: дешевле снести, чем сохранить?
– Часто бывает так, что проще снести. Другое дело, если здание представляет архитектурную ценность. Тогда сохраняют его фасад, усиливают фундамент, а внутри делают всё новое. Вряд ли здание медакадемии имело архитектурную ценность, но здесь другой момент. Центр Кировского района, как и центр города, имеет определённую масштабность, целостность и гармоничность архитектурного восприятия.
Это очень легко разрушить нелепыми «новоделами», которые начали появляться в исторической части центра Кемерова.Но это не означает, что современный архитектор должен заниматься стилизаторством. Этот тренд в мировой архитектуре был в 80-90 гг. прошлого века, а мы как-то по-провинциальному за него цепляемся. Я убеждён, что архитектура обязательно должна нести дух своего времени, а то и опережать!