Реки в Кузбассе обычно вскрываются 14-17 апреля. Но уже сейчас жители запасаются насосами и страхуют дома, а спасатели готовятся взрывать ледовые заторы и вывозить пострадавших из зоны бедствия. В 67 городах и посёлках Кузбасс стихия может натворить бед. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».
«Помои плавают»
Каждую весну вода приходит в дома и огороды жителей района Форштадт. «Люди покупают насосы, чтобы откачивать воду. Кто-то строит дома на сваях. У нас прежний хозяин отсыпал площадку, поэтому за 10 лет, что мы тут живём, нас не топило. Но копни землю вглубь на метр, вода стоит в любое время года», - сетует жительница Форштадта Наталья Семёнова. Она рассказывает, что паники нет, люди, видно, привыкли так жить.
«У знакомого из Осинников дом на берегу реки. Говорит, что тут жили его деды, и он поставил дом на сваях и никуда не поедет. Так и живут люди в подтапливаемых районах: одни - по привычке, другие – за неимением денег на лучшее», - рассуждает новокузнечанка. У её семьи тоже денег хватило только на покупку дома в этом районе. При выборе внимательно смотрела на стены, не остались ли следы намокания. «Ряд домов у реки - все в воде весной, помои плавают. Но люди каждый год их красят, чинят, детей рожают – так и живут. Я в шоке от этого, много лет не могу привыкнуть», - сетует женщина.
Кому дамбы строят?
Левый берег Томи в Новокузнецке укрепили дамбой ещё в 1970-х годах, а до правого руки не дошли. Однако и в наше время есть примеры строительства защитных сооружений, ограждающих жителей от весенней стихии. Так, в пос. Малышев Лог (Калтанский городской округ) в 2018 г. на берегу Кондомы построили дамбу за 321 млн руб. Больше 80% средств - из федерального бюджета. Зато экономия на потенциальном ущербе составила 1,6 млрд руб. А главное, что 940 домов, 2,3 тыс. жителей, школу, котельную, дорогу, магазины больше не будет топить.
Юрий Журавков |
Почётный гражданин Новокузнецка, архитектор Юрий Журавков, отвечая на вопрос, по какому принципу власти принимают решение, строить дамбу или нет, рассуждает: «Калтанцы уже лет 10-15 стонут от подтоплений. Видимо, достучались до президента – их услышали. Форштадт тоже по-хорошему нужно защищать дамбой. Однако он не рассматривается как территория для многоэтажной капитальной застройки». По его мнению, чтобы защитить новокузнечан от паводков, руководству города нужно заниматься не отдельным кусочком дамбы, а серьёзной инженерной подготовкой - и берега обустраивать, и набережные строить, и саму Томь от ила чистить.
Мутный колодец
В паводок ухудшается экологическое состояние воды.
Наталья Журавлёва |
Доктор технических наук, председатель общественного экологического совета при администрации г. Новокузнецка Наталья Журавлёва объясняет: «Паводковая вода более загрязнённая, в ней больше взвешенных веществ, чем обычно. Есть и такие вещества, которые простым кипячением не удалить». По её словам, из крана во время паводка может течь мутная вода, и тогда водоснабжающие организации официально призывают жителей употреблять воду из крана только после кипячения или приобретать бутилированную воду. При этом качество городской воды всё равно отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам.
В частном секторе «водный вопрос» острее, ведь нечистоты из туалетов, стаек, бань прямиком текут в колодцы. По словам эколога, в колодцах собирается поверхностная вода, она наверняка не соответствует питьевым критериям, тем более в период паводка. «Я бы рекомендовала рассматривать колодцы только как источник технической воды для полива, причём не только в период паводка, а круглый год. Источником воды для питья может быть скважина глубиной 20-35 м, с рекомендацией обследования по ряду химических показателей», - советует Журавлёва.
Страховать или нет?
Чиновники и страховщики настоятельно рекомендуют жителям подтопляемых районов застраховать дома, гаражи и пр. имущество до 1 апреля. Новокузнечанка Наталья Семёнова говорит, что несколько лет страховала дом, но потом перестала, т. к. уверена, что в случае ЧС получит копейки, поэтому откладывает деньги сама. Говорит: «Если стихия нас обойдёт, то потратим на отпуск».
Кирилл Стецко |
По словам юриста Кирилла Стецко, страхование – не единственный способ получить компенсацию за испорченное имущество. Люди, лишившиеся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий, имеют право на компенсацию. Так было, например, во время печально известных паводков в Приморье. «Но даже без объявления режима чрезвычайной ситуации люди, чьё имущество было подтоплено, имеют право на получение жилья вследствие утраты или невозможности использования по назначению по независящим от них обстоятельствам. Однако это ещё более длительный процесс, да и само жильё могут и не признать аварийным. Мне известен один случай, когда собственница подтопленного дома в Осинниках через суд пыталась доказать, что её дом аварийный, а местные власти неправомерно не вводили режим чрезвычайной ситуации. Безрезультатно», - объясняет юрист. Поэтому, по его мнению, разумнее застраховать своё имущество. «Если страховая компания, на ваш взгляд, возместит меньше реального ущерба, всегда можно обратиться в независимую оценку и отстоять свои права через суд», - добавляет Кирилл Стецко.
Наталья Полуэктова |
Пресс-секретарь Кемеровского гидрометцентра Наталья Полуэктова рассказала, что в этом году прогноз на паводок благоприятный. Всё в норме - и запас снега, и промерзание почвы, и прогноз по осадкам на март. Однако погода ещё может преподнести сюрпризы. Например, в 2015 г., по словам Натальи, поначалу тоже всё складывалось благополучно, а со 2 по 9 мая прошли обильные дожди, и пошла сильная волна паводка. Средние сроки вскрытия кузбасских рек 14-17 апреля, а раньше всего паводок в Кузбассе начинался 2 апреля в 2016 г.
Смотрите также:
- В Новокузнецке спасатели борются с первой волной паводка →
- Кузбасс готовится к паводку (17.04.2013) →
- ...Куда пропала вода в Осинниках? →