По статистике, количество браков в Кузбассе с каждым годом уменьшается, а количество разводов, наоборот, растёт. Почему? Режиссёр Камран Шахмардан считает, что разобраться в этом и в чувствах нам поможет классика и Н. В. Гоголь.
– Камран, что случилось сегодня с институтом брака? Куда делись наши народные Митрофанушки, которые «не хотят учиться, а хотят жениться»?
– Как обычно шутят: нормальное дело браком не назовут. Человек человеку волк, когда он ставит себе рамки, условия. Слишком долго нас заставляли жить в семье. Это вылилось в то, что сейчас многие боятся жениться и выходить замуж. Для многих это стало чем-то вроде бермудского треугольника, в который попадать нельзя. Ведь бывает так, что можно разлюбить человека, а ты уже окольцован и никуда не можешь выбраться, потому что пошли дети, карьера, и общество поставило тебя в рамки.
Человек начинает жить двойной жизнью: в семье он играет роль хорошего отца или матери, а по ночам каждый уходит в свою комнату, сидит в Интернете и виртуально ведёт свою вторую жизнь. А у некоторой части вообще двойная жизнь: реальные любовники. 5% вообще не представляют свою жизнь в семье. И это нормально, их даже так воспитывают родители, прошедшие советскую школу.
– Ваша новая постановка – «Женитьба» Н. Гоголя – про это же?
– Именно Гоголь говорил про это же! Он осмеял сам институт женитьбы. Он показывает Петербург, показывает, как люди хотят себя продать подороже, а купить подешевле. Давно уже человек превратился в товар. Нет личности. Но в чём просчитался друг нашего жениха Кочкарёв? Подколёсин полюбил. Но в этот прайс не входит любовь, потому что её нельзя рассчитать и продать.
Эта история на самом деле очень грустная, несмотря на то, что я её ставлю как гротесковую комедию. История о двух абсолютно чистых и невинных душах – они никогда не видели любви. И даже сексом не занимались – их надо показывать в зоопарке как большую редкость. Этот спектакль, как писал сам Гоголь, кривое зеркало для общества. На самом деле Подколёсин – сам Гоголь и есть, который до конца жизни так и не женился.
Шекспир бьёт по лбу без мата
– Зритель сможет почерпнуть из вашего спектакля какие-то практические рецепты? Как удачно выйти замуж, например?
– Спектакль даст понять, что ни в коем случае не стоит ходить ни в какие брачные агентства – никто вас «правильно» не женит. Самое важное – любить, а виртуально ни одна сваха не сможет сделать счастливый брак. Считаю, что мы должны вернуться к началу всего. Мы ушли от самой темы, от Адама и Евы, от мужчины и женщины, которые созданы друг для друга – две дольки, которые должны найти друг друга. Нам надо перестать сидеть в виртуальной реальности и просто начать искать людей.
– Мне понравились сибиряки. Здесь много талантливых людей. Труппа кемеровского театра драмы очень талантливая – актёры, особенно старшего поколения, сохранили основы той настоящей советской школы психологического театра. Иногда в провинции больше интересного, чем в столице. Вы говорите об угольном крае, а в столице иногда только пыль и песок – понты, понты, понты. Некоторые театры вообще далеко уходят от искусства, опускаются до уровня табуретки, развлекают. Мне кажется, театр должен возвращаться к фундаменту классики и черпать оттуда – там есть истина. На сцене не 3D, не кино, не виртуальное, а живой человек, и он рассказывает о своих человеческих проблемах. Ты сопереживаешь проблемам этого живого человека. В этом вся ценность театра.
– Современный театр подчас придерживается более простой позиции. Надо, чтобы спектакль бил по лбу, будоражил. Поэтому ставят современную драматургию, новую драму.
Мир спасёт Сибирь
– Нам в последнее время всё чаще напоминают о маркетинговых технологиях. В том числе и в искусстве: изучить аудиторию, понять их запросы и, исходя из этого, готовить продукт. Должен ли режиссёр задумываться о коммерческой успешности спектакля?
– Могу сказать одно: любой спектакль должен быть коммерческим. Но бывают и промахи – не всегда это получается. Возьмём того же Гоголя: ведь его пьеса «Женитьба» изначально была не принята. Общество не было готово, оно ждало водевиль. А получилось кривое зеркало – зрители себя увидели и испугались. Им было не до смеха. Я настаиваю, что «Женитьбу» нельзя играть смешно. Надо играть очень серьёзно, и это будет смешно, потому как Гоголь показал смешных людей. Это ярмарка тщеславия. И в этой ярмарке Гоголь оказался плохим продавцом – ему не удалось продать свою комедию.
– У меня брат живёт в Америке, в Балтиморе. Когда он звонит и спрашивает: «Как ты там в своей Сибири живёшь?», я отвечаю: «Я не в Сибири живу, я в Финляндии». Для некоторых вся Евразия – Сибирь. Сейчас много по европейскому ТВ рассказывают о вашем крае: о природе, ископаемых, широкой душе. Сибирь сейчас – надежда всей планеты. Если начнутся глобальные экологические проблемы, то Сибирь-матушка спасёт весь мир, и отсюда начнётся новая жизнь.
Но у вас и криминальная составляющая очень сильна. Есть зона риска. Я вижу на улице молодых людей, у которых нет дела. Они пьют пиво, ходят по всему городу. Рано или поздно у них появляются вопросы: кто виноват в том, что нет работы, нормальной жизни? Отсюда уныние, неверие в будущее, беспробудное пьянство, агрессия. Им нужно чем-то заняться. Это социальная проблема. Но такое есть везде: вы посмотрите на Европу. Люди в Сибири не злые – добрые, просто иногда их заносит.
– Что вас удивило в Сибири, было неожиданным?
– Меня удивила красота сибирских женщин. Очень красивые, но в то же время строгие, недоступные, а порой слишком открытые и сентиментальные. Сибирская женщина достойна комплиментов, и у меня нет сил сдержать в себе восторг!
Смотрите также:
- Театр – не для болванов. Актёр – о штампах, цензуре и любительском театре →
- Театр не продать. Актёр – о признании, новом времени и провинции →
- Новая драма. Поможет ли театр понять жизнь? →