Кто изобретателем будет? Учёный – о кадрах, роботах и развитии науки

«Запад мы догоним не скоро, поэтому нужно не бежать за ним, а на основе уже существующих технологий развивать своё производство», – уверен кандидат технических наук, доцент кафедры технологии машиностроения Георгий Дубов.    
   

Почему кадров мало?

– Георгий Михайлович, сегодня всё чаще говорят о том, что квалифицированных технических кадров нам не хватает. Но предприятиям они нужны, а университеты их готовят. На ваш взгляд, почему же дефицит всё-таки есть?

– Я часто езжу по предприятиям машиностроительного комплекса и общаюсь со многими руководителями, поэтому с уверенностью могу сказать, что дефицит кадров действительно есть. Вузы выпускают специалистов, но далеко не все они идут работать по специальности. Во-первых, у инженеров-машиностроителей зарплата, безусловно, отличается, например, от зарплаты людей, работающих в торговле.

Во-вторых, у самих абитуриентов престижность технических специальностей машиностроительного профиля ниже, чем, например, экономических, строительных и т. д. Поэтому большинство абитуриентов, имеющих достаточно серьёзную базовую школьную подготовку, выбирают более привлекательные, с их точки зрения, специальности. Значимость технического, инженерного образования упала. Современной молодёжи ближе, например, продавать сотовые телефоны в салоне, чем работать на машиностроительном заводе.

Ни для кого не секрет, что машиностроение в Кузбассе сегодня переживает не лучшие времена. По данным статистики, в начале 90-х гг. в этой отрасли в Кузбассе было занято более 100 тыс. человек. Сейчас их в несколько раз меньше. Большая часть предприятий машиностроительного комплекса области перестала существовать. Кроме того, их основная масса разбросана по области. Молодые люди, которые приехали в Кемерово, прожили и проучились здесь 4-5 лет, зачастую редко хотят возвращаться домой.

Получается, мы каждый год выпускаем нужных специалистов, но они не доходят до потребителя. Тем более грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие базовое техническое образование, никогда не остаются без работы и способны сделать карьеру в других отраслях рыночной экономики. Хотя в последние несколько лет всё-таки прослеживаются хоть и небольшие, но положительные моменты в этом вопросе.

– Вы часто ездите на предприятия, поэтому наверняка интересуетесь их потребностями. В ком они нуждаются сегодня в первую очередь?

   
   

– Особенно остро не хватает хороших конструкторов и технологов. К сожалению, их дефицит наблюдается не только у нас в регионе, но даже и в столице. Чуть больше года назад я был на заводе по производству грузовой автотехники «Тонар», это в г. Орехово-Зуево Московской области. Так вот и там существует дефицит квалифицированных конструкторов, имеющих творческий подход к работе.

К тому же, учитывая сегодняшнюю сложную политическую обстановку, экономические санкции, правительство страны поставило перед предприятиями задачу импортозамещения. Мы покупаем американское, немецкое, английское оборудование. Что будет, если его совсем перестанут нам поставлять? Кто будет делать технику и запчасти, необходимые для уже приобретённой импортной техники? Всё это сделать самим возможно, только если есть грамотные и квалифицированные кадры.

О своих роботах рано думать

– В прошлом интервью «АиФ» вы говорили о том, что нам тяжело догонять Германию, Японию и Швейцарию, которые являются мировыми лидерами по производству техники, в том числе роботов, которые, по мысли фантастов, должны вывести наше общество на новую ступень эволюции, освободив человека от физического труда. Почему выгоднее работать с уже известными технологиями, чем создавать свои?

– Да, действительно, Запад в вопросах робототехники догнать будет нелегко. Пока мы будем создавать своих роботов, пройдёт немало времени. Придётся потратить много денег, подготовить высококлассных специалистов, в том числе конструкторов, технологов, электронщиков и т. д. Поэтому нужно пользоваться тем, что производят мировые лидеры для создания, к примеру, своего современного горно-шахтного оборудования, не уступающего импортным аналогам. Сегодняшняя ситуация на мировой политической арене заставляет нас отчасти пересмотреть взгляды на некоторые вещи, а именно выходить на производителей современного оборудования, например южнокорейского, китайского, тайваньского производства. Т. е. на те страны, которые не поддерживают санкции против России.

– Вы отмечали, что научные открытия, которые не приносят прибыль, не интересует инвесторов. Как вы думаете, что должно произойти, чтобы те, кто имеет деньги, начали финансировать фундаментальные исследования?

– Для нашей области, кстати, этот вопрос очень актуален. Ведь давно и постоянно губернатор говорит о том, что нужно не просто добывать уголь и увозить, а заниматься его глубокой переработкой. Но для этого нужны соответствующие технологии и оборудование, в разработку которых нужно вкладывать деньги. Да, потребуется определённое время, чтобы глубокая переработка принесла реально ощутимую прибыль, которая превысит вложения в несколько раз. Для этого нужна поддержка государства и, конечно, заинтересованность крупного бизнеса.

Но, к сожалению, пока есть возможность зарабатывать деньги быстро, бизнес с неохотой готов вкладывать средства в то, что сиюминутную прибыль не принесёт. Необходимо подталкивать его к этому, ставить определённые условия, предоставлять различные бонусы, в том числе и в вопросах налогообложения. Здесь необходимо понимание того, что рано или поздно кто-то всё равно начнёт глубокой переработкой активно заниматься, и будет печально, если это будем не мы.

Фото: www.russianlook.com

Своё же покупаем

– По-вашему, мы сегодня стоим на месте или хоть немного движемся вперёд? Вы были за границей, знакомы с техническим развитием Германии. Сравните.

– Безусловно, определённая положительная динамика есть. В сегодняшних условиях наличие санкций со стороны международного сообщества даст ещё больший толчок к развитию современной промышленности и производства. Ни для кого не секрет, что сейчас уровень и качество большинства производимой за рубежом техники значительно выше, чем у нас. Хотя есть, конечно, свои нюансы. Вот космические двигатели, например, они не могут делать. А мы не можем выпускать такие высокоточные станки и качественные автомашины как, например, немцы.

Между ВАЗом и BMW разница очевидна. Вместе с тем станки ещё советского производства до сих пор востребованы! Чуть больше десяти лет назад я проходил научную стажировку по теме диссертации в немецком техническом университете, при котором имелся свой металлообрабатывающий цех, причём достаточно внушительных размеров. Оборудование всё новое, современное, студенты на нём работают. Но, что самое интересное, я увидел там отечественный рязанский токарный станок! Причём станку на тот период было уже больше 20 лет! До сих пор работает, и они на нём некоторые детали производят.

В прошлом году я посетил выставку «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия-2014», которая проходила в Новосибирске. Там, в частности, были представлены корейские металлообрабатывающие станки. Просматривая рекламные проспекты с ними, я с удивлением узнал по внешнему виду в них наши станки фрезерной группы! Задал вопрос представителю компании на предмет схожести станков, оказалось, что действительно технология наша, а зачастую и сам корпус станка советский, только теперь они корейские, и мы их покупаем.

Это неудивительно, ведь раньше у нас станкостроение было очень сильно развито. Сегодня, к сожалению, наша станкостроительная отрасль находится в глубоком кризисе. На российском рынке в основной своей массе представлено импортное оборудование Германии, Швейцарии, Кореи, Китая и т. д. Сегодня, как никогда, нам необходимо навёрстывать упущенное. И что самое главное – готовить квалифицированных, грамотных специалистов.