Страсти по Терсинке. Что ждёт кузбасский источник минеральной воды?

На эти виды местные жители уже насмотрелись и хотят разрез. © / Инна Меняйлова / АиФ

Против аукциона широко выступила общественность Новокузнецка. Практически за неделю было собрано около полутора тысяч подписей. Да и покупателей не нашлось: заявка пришла одна, поэтому аукцион не состоялся. Но это лишь дело времени, ведь приказ о проведении торгов был подписан Роснедрами ещё в прошлом году.    
   

Цена вопроса

Верхняя Терсь, где, собственно, и расположен участок Макарьевский Северный (его запасы оценены в 306,8 млн тонн), одно из немногих мест Кузбасса, где сохранилась практически нетронутой дикая таёжная природа. По рассказам местных жителей, в деревню запросто заходят зайцы и лисы, а местные собаки частенько гоняют с огородов медведей! Именно здесь, по словам охотоведов, зимой стоят на отстое лоси. Ценится место и обитанием редких для Кузбасса пород рыб – много в речках хариуса, тайменя.

«Здесь находятся места произрастания растений, занесённых в региональную Красную книгу, например, в старицах растут водный папоротник, сальвиния плавающая, кубышка малая, кувшинка чисто-белая; в сырых лесах есть сибирские орхидеи – пальчатокоренники, тайник, скрученник; на скальных выходах поселяются редкие папоротники», – рассказывает о богатствах местности Юрий Манаков, доктор биологических наук.

Буквально 3–3,5 км отделяют этот участок от заповедника «Кузнецкий Алатау». А всего лишь в паре километров от участка находится источник известной всем кузбассовцам минеральной воды. Помимо общественности, которая выступила против аукциона, свой сбор подписей в его поддержку провели жители соседствующих с месторождением посёлков Загадное, Осиновое Плёсо, Увал, Усть-Аскарлы и сёл Макариха и Краснознаменка. «Работы у нас в деревнях нет, – рассказывает житель посёлка Осиновое Плёсо Сергей Маркин.

Фото: АиФ/ Инна Меняйлова

– И если вы, городские жители, приезжаете сюда отдыхать и порыбачить, то мы хотим нормальную работу! Красивой природой и минеральной водой сыт не будешь. Да и не пьем мы уже давно эту воду». К слову, почти в 20 км от месторождения строится шахта «Увальная», которая вполне могла бы обеспечить рабочими местами жителей этих деревень. К тому же, по данным Центра занятости Новокузнецка, зарегистрировано всего лишь десять безработных из этих деревень. И их специальности не имеют отношения к горнодобывающему производству.

Кто скажет правду?

Однозначного ответа на вопрос, повлияет ли разработка угольного месторождения на состав и качество минеральной воды, горожане так и не добились. Новокузнецкие учёные предпочли отмолчаться, барнаульские эксперты (в их числе и директор Института водных и экологических проблем, профессор СО РАН Юрий Винокуров) не высказали каких-либо опасений. А координатор кемеровской общественной организации экологов Борис Панов считает, что учёные противоречат выводам госкомиссии по запасам, которая подтверждает сложные геологические условия Терсинского месторождения минеральных вод:

«До сих пор окончательно не определены источники образования Терсинского месторождения минеральных вод, его размеры по площади». К тому же утверждение барнаульских учёных об отсутствии какого-либо влияния угольных предприятий на подземные воды противоречит реальным фактам обезвоживания огромных территорий Кузбасса. В частности, эколог приводит в пример, как угольный разрез в районе Костенково фактически лишил посёлок чистой воды.

   
   
Фото: АиФ/ Инна Меняйлова

«У нас большие опасения вызывает влияние горных работ в целом на природный комплекс данного района, – говорит Юрий Манаков. – Здесь не только нетронутая тайга, но и две важнейшие водные артерии города. Ученые не могут повлиять на продажу месторождений. Создать в этом месте особо охраняемую природную территорию тоже очень трудно. Но вполне реально обеспечить общественный контроль за деятельностью будущего угольного предприятия, обязать разработать и выполнить природоохранные мероприятия в полном соответствии с действующим законодательством. Тем более, что в нашей области появился положительный опыт работы угольных компаний по охране биологического разнообразия региона.

По словам ученого, сейчас в России активно идет процесс изучения, отбора и внедрения технологий, которые обеспечивают устойчивое развитие регионов и отдельных районов, и при этом они не входят в противоречие с природными процессами. И угольная отрасль отнюдь не исключение. Поэтому сейчас остается только дожидаться итогов аукциона, чтобы выяснить планы победителя, а потом начать их корректировать, чтобы воздействие от его деятельности на природу было минимальным.

Смотрите также: