В декабре не первый десяток лет мы отмечаем День инвалида, говорим громкие слова, но не знаем, как к ним относиться. А они живут, устраиваются на работу, занимаются спортом, мечтают об олимпийском «золоте». Такая мечта есть, например, у новокузнецкого тяжелоатлета Дениса КАРАСЁВА.
– Нельзя сказать, что я прямо впал в отчаяние, но, конечно, первое время было очень непросто. Помогла любовь близких: я постоянно чувствовал поддержку. Все друзья были рядом со мной, это придавало сил. А потом нашёл себя в спорте – этим я живу до сих пор. Но это не значит, что, получив травму, я сразу пошёл в спорт. Во-первых, это случилось значительно позже, во-вторых, совсем не вследствие травмы. Скорее это стечение обстоятельств. В конце 11 класса случилось так, что мне пришлось участвовать в драке. На меня напали двое. Я получил удар ножом в ногу, врачи спасти её не смогли. Однако нужно было куда-то идти поступать, учиться дальше. Друзья посоветовали Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат. Уже учась там, я познакомился с Сорокиным – своим будущим тренером. Именно Руслан Сергеевич привёл меня в спорт. Это такой человек, который умеет и настроить, и подбодрить, и подстегнуть, когда надо. Когда начал заниматься, появились первые результаты, меня зацепило.
– Вы и сейчас учитесь в том же колледже. Там есть все условия именно для инвалидов?
– Колледж специальный для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в основном там учатся ребята с ДЦП. Чтобы туда поступить, мы проходили профотбор, чтобы понять, кто какой профессии может учиться. Рисовали, русский сдавали, математику. Обучение только бесплатное. Мы там живём, учимся, питаемся неделю, в выходные, по желанию, можно домой. Общежитие у нас соединено с корпусом, поэтому на улицу можно не выходить – зимой в морозы особенно удобно. Есть пандусы, лифты. Ну а в остальном всё, как во всех других колледжах, – занятия, зачёты, экзамены.
Не в скамейках счастье
– А городская среда становится серьёзным препятствием для инвалида? Те же пандусы далеко не на каждом крыльце можно увидеть, да и пешеходные дорожки кончаются высокими бордюрами. Вам лично или, может быть, вашим знакомым это доставляет неудобства?
– В моём родном городе Киселёвске пандусов пока мало, но в крупных городах, например, в Новокузнецке, где я учусь, их можно встретить чаще. Они появляются сначала в мегаполисах, ну а до глубинки, естественно, дойдут значительно позже.
– Ваши друзья, кто закончил колледж, легко работу нашли? И кем вы планируете стать?
– Вообще про трудности с поиском работы я не слышал. Из друзей, кто закончил, все работают уже, как правило, по специальности, наравне со здоровыми. Я сам, когда закончу, хочу получить высшее образование, но уже не по технологии машиностроения, а на спортивном факультете. Ну а после того как сам перестану участвовать в соревнованиях, хочу начать тренировать других спортсменов.
– По всему видно, что у вас очень оптимистичный взгляд на жизнь и амбиции есть, которые достойны уважения. Вы готовитесь к тому, чтобы попасть на Паралимпийские игры 2016 года в Бразилии. Для этого у вас всё есть?
– В зале, где я тренируюсь, сейчас не хватает скамеек для жима лёжа, но их должны привезти буквально на днях. А вообще не в скамейках счастье. Не оборудование тренировочного зала делает спортсмена чемпионом. Упорство, тренировки, тренер хороший, воля – это важно. А если условия не самые лучшие, то даже, наверное, это помогает: преодолевая трудности, будешь сильнее. Если в более трудных условиях получается хороший результат, то в тепличных-то тем более.
– Ну, трудностей у нас везде хватает. В конце октября, например, в Интернете появилась история про шестилетнюю Лизу Верещагину, которая из-за болезни потеряла ногу. Её мама рассказывала, что очень тяжело получить положенные льготные препараты и лечение. Лечащий врач порой не желал даже обезболивающее выписать, не давал рецепт и всё. Вы сталкивались с подобными ситуациями?
– Когда я сам попал в больницу в Киселёвске, уход и отношение ко мне меня приятно удивили. Я не знаю, может, это Киселёвск у нас такой особенный, но с проблемами, о которых вы говорите, я не сталкивался вообще. Т. е. и лекарства положенные давали, и костыли, и протез за счёт государства получил. И ругаться с кем-то, что-то доказывать мне для этого не пришлось.
Больные здоровые люди
– Наверняка у вас в колледже и после соревнований появилось множество друзей. Среди них есть инвалиды детства? Они не рассказывали, как детские коллективы относятся к таким ребятам? Как им приходилось пробивать себе дорогу?
– На самом деле из моих знакомых не так много инвалидов детства. Но я думаю, если из-за физических возможностей ребёнка делают изгоем, то это проблема не ребёнка, а коллектива. Кто гнобит таких ребят, тот сам больной человек, потому что нормальному такое и в голову не придёт.
– Сегодня, уже имея опыт жизни, будем говорить, с ограниченными возможностями, вы можете сказать, что мешает жить полноценной жизнью тем людям, у которых две руки, две ноги, на месте голова, но при этом они лежат на диванах перед телевизорами? Может быть, мы все инвалиды? И у каждого чего-то не хватает?
– Я думаю, людям мешает лень. Что касается меня, то я уже говорил, что в спорт пошёл не из-за травмы. Я уже занимался спортом в детстве – боксом. Это было очень давно, конечно. А в подростковом возрасте мне это надоело, захотелось какого-то разнообразия. Мне больше нравилось гулять с друзьями. Потом просто встретил такого человека, который показал мне, насколько это важно и интересно – иметь в жизни цель, сумел убедить. Если бы я не травмировался, но встретил такого тренера – я бы всё равно, наверное, занялся спортом. Наверное, и другим людям, кто пока не нашёл своё занятие, просто не хватает мотивации – вот лень их и побеждает.
Смотрите также:
- Молодые люди рассказали о своих целях в жизни и о том, как они планируют их добиться →
- Виталий Селиванов: современные ребята отличаются от предыдущих поколений →
- Путь домой. Гимнастка Мария Филатова о том, зачем она вернулась в Россию →