Примерное время чтения: 7 минут
16458

С огнем погребального костра душа поднимается в славянский рай - Ирий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2006

Мертвые неба не коптят, даже если их тела сжигает крематорий

Когда я была еще студенткой, в учебнике по криминалистике впервые увидела фотографию эксгумированного трупа трехмесячной давности. Наверно, это чисто женская черта - даже в этой "роли" хотеть выглядеть хорошо. По крайней мере, меня удручал не сам факт неизбежной смерти, а то, что буду я, такая осклизлая, с распухшим лицом, лежать на глубине двух метров, пожираемая противными червями и их личинками. Мысль о кремации пришла именно тогда. "Не получится, - обламывали меня однокурсники, - крематориев-то нет". Мы и в самом деле не знали ни одного. А оказалось, что крематорий совсем рядом, в Новокузнецке. Единственный в Кузбассе.

Дорога

Центр Новокузнецка, пестрящий рекламой, хорошо одетой публикой, с его площадями и фонтанами остался далеко позади. Крематорий построен в Старокузнецке, на левом берегу Томи. Место под строительство крематория выбирали еще и по принципу - ближе к источнику энергии, то есть газу, который используют в печи.

Почему-то представлялось, что рядом с крематорием должна стоять высоченная труба и коптить небо черным-пречерным дымом. Наверно, в детстве начитались книжек про войну и немецкие концлагеря. Теперь, в XXI веке, технологии другие. Но об этом чуть позже.

"Крематорий? Да вон же он, на горке, красненький такой", - указала нам путь пьяненькая парочка. И тут мы увидели терем-теремок. Никакой зловещей трубы.

Технология

Обряд сжигания трупов существовал у многих древних народов, в том числе у славян. Собственно, захоронение в земляную могилу - это греческий обряд, во время распространения православия он даже встречал сопротивление со стороны славян-язычников. По славянской языческой мифологии с огнем и дымом погребального костра душа поднимается в славянский рай - Ирий...

Постамент с гробом и возложенными на крышку цветами медленно скрывается за шторкой. Родственники уже покинули зал. Стоит удушливый запах ладана.

Дальше - работа операторов. На специальной тележке гроб подвозят к пульту загрузки, выдвигаются длинные захваты и поднимают гроб с тележки. Всем управляет электроника. Но и здесь очередь. В печи догорает очередной покойник. На пульте две температурные цифры - температура в камере сжигания и в камере дожига. Все, что не сгорело в основной камере, догорает во второй. Этим достигается экологическая чистота процесса. Поэтому не увидели мы трубы с черным дымом, и запаха здесь нет.

Оказывается, кости не горят. Их выгребают из печи и измельчают на специальной мельнице - кремуляторе. Затем все - и костную муку и пепел из печи - помещают в специальные капсулы объемом с трехлитровую банку. Все капсулы имеют свой номер, который и фигурирует потом во всех отчетных документах. Капсулы черного цвета, на вид непривлекательны. Производят их на местном санфаянсе.

При оформлении заказа на кремацию родственникам выдают памятку, в которой есть раздел "Специальные требования". Они такие: гроб должен быть из чистого дерева, без металлической фурнитуры, нельзя хоронить человека с медалями, орденами, нагрудными знаками, а также электрокардиостимуляторами, электропротезами внутренних органов и конечностей.

Венки и прочие ритуальные принадлежности тоже лучше не использовать, их крематорий не утилизирует, а возвращает родственникам.

Время кремации от одного до двух часов. Температура в печи около 1000.С. "Здоровые" сгорают быстро, дольше всех горят люди больные, особенно раковые и туберкулезные. Хранить дома урну с прахом родственника не позволят, ее потребуют обязательно захоронить или поместить в колумбарий.

Загрузку гроба в печь могут наблюдать родственники через стекло из специальной комнаты, если закажут и оплатят такую услугу.

Церемония

В тот день, когда приехали мы, церемонию вела Ольга. По специальности - инженер-строитель. Ольга говорит, что церемонии разные бывают, но тяжело всегда, и этот поток энергии горя и потери близкого человека она на себе ощущает. Но работать здесь кому-то все равно надо.

Штатного психолога в крематории нет, врача тоже. Если кому-то станет плохо, есть аптечка, она стоит тут же, в зале прощания, на подносе. Набор обычный - нашатырный спирт, сердечные капли.

Обычно родственники сами готовятся, если знают, что кто-то из них может среагировать слишком бурно, потерять сознание или впасть в истерику. Бывает, помимо лекарств с собой врача привозят или даже машину "скорой помощи".

Пути живых и мертвого расходятся уже во дворе крематория. Провожающие в последний путь проходят через центральный вход в комнату ожидания. Здесь тихо журчит вода небольшого фонтанчика, удобные кресла.

А гроб с телом в это время через боковую дверь служители учреждения заносят в зал прощания, устанавливают на специальный постамент. Устройство приводится в движение кнопкой с пульта управления, шторки в центральной части зала раздвигаются, и гроб с телом покойного плавно и бесшумно въезжает в зал. Сюда же приглашаются родственники. Звучит музыка Альбинони. Церемония начинается.

Прощания идут одно за другим. В этот день было проведено четыре церемонии, накануне - восемь.

Очень много сжигается здесь отказных трупов. Это старики из дома престарелых, бомжи, но не только. В последнее время увеличилось число случаев, когда есть у человека имя и фамилия, адрес, родственники, но захоронить умершего они отказываются. Умирает человек в больнице, а его оттуда попросту не забирают. Здесь уже речь не о церемонии похорон идет, а о простой утилизации останков, как бы дико это ни звучало по отношению к человеку. Прах невостребованных умерших хранят здесь в течение года. За это время родственники могут обратиться за получением урны для захоронения, оплатив при этом услуги по кремации.

Кремация - крайний случай

При решении вопроса, каким способом похоронить умершего, большинство людей не думает, как сделать это подешевле. В первую очередь люди руководствуются этическими и религиозными нормами. Рассказать об этом аспекте кремации умерших мы попросили представителей основных религиозных конфессий.

МНЕНИЕ

Отец Сергий СЕМИКОВ, священник Знаменского собора:

- Православная Церковь к кремации тел умерших людей относится отрицательно. Но не так категорично, чтобы запрещать ее вовсе, у людей ведь бывают разные жизненные обстоятельства. Дело в том, христиане должны почитать тело человека, как место пребывания святого духа. И после смерти человека, его тело нужно почитать, так как святой дух в нем пребывал. Христианское кладбище - это место, где люди воскреснут в день Страшного суда. Еще и поэтому тело человека нужно сохранить. Имея догматы Воскресения, мы должны чтить тела умерших людей. Но бывает и так, что кроме кремации другого выхода нет. К примеру, если человек умер за границей, и отвезти его тело для похорон на Родину проблематично. Кремация - это выход в такой ситуации. В Донском монастыре есть целая стена, где стоят урны с прахом умерших людей. Ведь сказано, что Господь воскресит человека, если его рыбы съели и если зверь разодрал. Кремацию, если при этом есть возможность похоронить человека по всем правилам, можно назвать проявлением неуважения к телу умершего. Его тело не упаковка, которую можно утилизировать, когда в ней уже нет наполнения.

Фоат ГАНИЕВ, Имам Хатыб Кемеровской мечети:

- Человек пришел из земли, в землю он и должен вернуться. Душа после смерти уходит в небо, а тело возвращается земле. Поэтому кремировать человека после смерти нельзя. Его душа не попадет на небеса.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах