Создание конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства на какое-то время стало для муниципальных чиновников чуть ли не самым важным делом. С тех пор прошло несколько лет, но нельзя сказать, что в Кузбассе этот процесс сегодня завершен. А жители по-прежнему ждут, когда же конкурентная среда решит все их коммунальные проблемы.
Решения проблем ждут теперь в Калтане. В начале этого года глава города Михаил Корбашов своим решением разделил жилфонд на три части. В результате конкурсного отбора определились три частные компании, которые занялись содержанием мест общего пользования в калтанских домах. "Искитим", "Спецтранстрэйд" и "Золотой ключик" теперь получают на свои нужды те же деньги, которые раньше расходовало всего одно предприятие, занимавшееся обслуживанием жилфонда. На "Спецтранстрэйд" приходится 104 кв. м жилья, на "Искитим" - 105 тыс., "Золотому ключику" досталось 117 тыс. Всего в Калтане 128 многоквартирных домов. За работу предприятия получают по 6 рублей в месяц с каждого кв. м жилья. Это тариф, утвержденный депутатами горсовета. Население платит 4,85 рубля (80%).
Работают "частники" всего месяц, и каких-то результатов ждать пока преждевременно. Достаточно сказать, что на предприятиях трудятся те же люди, кто обслуживал жилфонд и раньше. Так что уровень квалификации рабочих и их отношение к жителям города остались прежними. К тому же большинству многоквартирных домов в Калтане уже за 50 лет, а ремонт одной крыши стоит сегодня миллион. При этом на ремонт конструктивных элементов жилых зданий в тарифе отведено всего 1,19 рубля с кв. м. Получается, что за год каждое из предприятий может отремонтировать только по полторы крыши, собирая деньги на ремонт со всех "своих" домов.
Тем не менее Михаил Корбашов считает, что улучшить качество обслуживания жилфонда частные компании смогут. После первого месяца работы "частников" он уже отмечает, что на домах начали появляться фонари, которые в вечернее время освещают дворы. Михаил Александрович говорит, что такого раньше не было.
Пример Калтана лишний раз убеждает, что даже частным компаниям (которые могут распоряжаться средствами эффективнее, чем муниципальные) не удастся добиться снижения затрат, ощутимого для городских жителей. А за все прошедшие годы стремление именно к снижению затрат было основной идеей реструктуризации ЖКХ. Как следствие, ожидалось замедление роста цен на жилищно-коммунальные услуги. Эта мечта оказалась несбыточной.
Нехватку средств доказывает и многолетний опыт работы. ООО "ЖКУ" в Осинниках было одним из первых частных предприятий в Кузбассе, взявших на себя обязанность по содержанию жилфонда. Заместитель директора ООО "ЖКУ" Александр Клейменов рассказал, что комплексное обслуживание жилых домов общество начало с 1 сентября 2001 года. И пока денег хватает на поддержание самого предприятия и содержание жилфонда в безопасном для людей состоянии. Сейчас ЖКУ отвечает за 99 осинниковских домов. Денежные поступления составляют 1 млн 536 тыс. рублей в месяц. Нормально работать мешают действующие нормативы. Сейчас на предприятии около 150 человек. Это много для существующего объема работ. Но уменьшить численность коллектива нельзя. К примеру, уборщице, которая наводит порядок в подъездах двух домов, дана определенная ставка. Увеличить ее можно только на 50%, даже если уборщица будет работать в два раза больше. Раз нельзя повысить зарплату, нельзя уволить и лишнего человека, ведь его обязанности никто не будет выполнять бесплатно.
Мешает и то, что между ООО "ЖКУ" и жителями Осинников есть посредник. Сейчас это предприятие называется "Осинниковские коммунальные системы". Оно выступает заказчиком работ, оно же рассчитывается с ЖКУ. На данный момент долг "ОКСа" составляет сумму платежей за два месяца. У ЖКУ нет долгов по зарплате, но накапливаются другие долги.
Пока ООО "ЖКУ" удалось лишь заметно обновить инженерные сети в жилых домах. Запорная арматура теперь работает, как положено. И это дает возможность экономить деньги. Уже не требуется в экстренном порядке направлять бригаду сантехников по разным участкам. Ремонтные работы можно планировать и проводить без ущерба для жильцов. Сейчас перед ООО "ЖКУ" стоит задача создать собственную управляющую компанию, которая могла бы заключать договоры с владельцами квартир без посредников, заняться "адресным" сбором средств, предназначенных на ремонт инженерного оборудования домов и мест общего пользования, внедрить систему учета тепло- и энергопотребления.
Хотя теперь в сфере ЖКХ есть конкурентная среда, есть грамотные специалисты и управленцы, цены на коммунальные услуги будут расти, как и прежде. И это основная проблема каждого городского жителя (состоянием коммуникаций внутри квартиры все равно должен заниматься сам собственник). Решить проблему не удастся. Это показывает и многолетний опыт, и первые шаги "частников" в сфере ЖКХ.