aif.ru counter
32

Как Рудник оказался на правом берегу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 01/08/2007

"ЕДУ на Рудник", - говорят кемеровчане, и нет необходимости уточнять, что им надо попасть на правый берег реки Томи. Однако этот сегодняшний автоматизм был бы, пожалуй, непонятен проживавшим в этой местности в начале двадцатого века.

Потому что на самом деле рудник должен был располагаться на левом берегу Томи, а на столь привычном для кемеровчан правом он оказался случайно! Это подтверждают найденные научным сотрудником Зинорой Волковой в Барнауле, в краевом архиве, документы, рассказывающие о деятельности "Копикуза" - акционерного общества "Кузнецкие каменноугольные копи".

Это общество с 1912 года в поисках промышленных залежей угля проводило исследовательские геологические работы на левом берегу, где планировалось построить коксохимический завод. Здесь же была проложена железная дорога и, естественно, копикузовцам надо было иметь уголь на том же берегу, чтобы не связываться с перевозкой топлива через реку. Но... случилось, как всегда неожиданно, событие, вынудившее скорректировать планы. Это - начавшаяся Первая мировая война. Копикуз заключил контракт с артиллерийским ведомством на поставку бензолотолуола - сырья для взрывчатых веществ. И им нужно было уже в 1916 году эту продукцию поставлять. Поэтому в первую очередь требовалось срочно строить коксохимзавод и, соответственно, где-то брать уголь для снабжения производства. Поэтому было решено изыскательские работы прекратить, а уделить основное внимание уже имевшемуся разведанному месторождению, благо, что на правом берегу угольные пласты лежали практически на поверхности. Была заложена шахта "Центральная", первая такая крупная и весьма передовая по своему техническому оснащению. А на левом берегу остались только копикузовские разведочные шахты. И уже в 30-е годы, когда закончены были все горно-геологические исследования, там построили шахты "Ишановскую", "Пионерку", "Ягуновскую". Добавим, что связываться с перевозкой угля через реку тогда было очень сложно - мостов ведь через Томь не было, строить их было очень дорого, да и времени на это у копикузовцев не имелось. Поэтому они построили канатную дорогу. И "канатка" теперь тоже осталась в кемеровской истории, как очень необычный элемент городского пейзажа.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах