Примерное время чтения: 7 минут
162

То, что у нас мусор, в Европе - высокое искусство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2008

ХУДОЖНИК по призванию и владелец скромного яйского магазина живых цветов Сергей ЕРЕМЕНКО недавно вернулся из Швейцарии, побывав на одном из самых популярных курортов в Гриндельвальде. Правда, ему там было не до отдыха: две недели он неутомимо трудился в швейцарских лесах, создавая из мусора, что валялся под ногами у швейцарцев, произведения искусства, которыми потом восхищались самые продвинутые мэтры мировой флористики и ленд-арта. Первым, с кем поделился своими впечатлениями Сергей после необычной творческой поездки, стал наш корреспондент.

- Сергей, каким образом ты прямо из Яи попал в Швейцарию?

- Все началось со знакомства с Питером Хессом. Это очень известный швейцарский мастер флористики, художник с мировым именем. Он был учеником Пикассо. Два года назад Питер давал курсы флористики в Новосибирске, которые я закончил. С тех пор у нас завязались дружеские отношения, мы общались в Интернете, я ему посылал фото своих работ. Прошлой осенью по просьбе администрации области оформлял кузбасскую выставку "Золотая осень" в Москве, сделал из обыкновенной соломы огромную "Чашу изобилия", в которой лежали овощи. За оформление выставки получили гран-при. Фото этой чаши я посылал Питеру, ему моя работа тоже понравилась. И он в июле пригласил меня в гости в Базель, где у него мастерская, чтобы я стал ему помощником на фестивале ленд-арта в предгорьях Альп. Конечно же, от такого приглашения не мог отказаться. Тем более что раньше я еще не бывал за рубежом.

- Объясни нашим читателям, что же это за направление в искусстве такое - ленд-арт?

- Ленд-арт в переводе с английского - "искусство земли". Это совершенно новое и у нас пока малоизвестное направление современного искусства. Земля, вода, камень - главные материалы для ленд-арта. Художники стремятся сфокусировать внимание на реальном ландшафте путем преобразований в нем. Главный источник вдохновения - пейзажи и ландшафты, подаренные природой. Все экспонаты выполняются только из природных материалов - веток, сучков, камней, травы, хвороста... Никакими красками, клеем и другими материалами, не относящимися к природе, нельзя пользоваться.

- И что же ты сотворил в лесах Швейцарии?

- Я сделал много разных композиций. Но самой, пожалуй, удачной и эксклюзивной получилась авторская работа в лесу, которую я назвал "Убить дракона". Необычность была в том, что если все художники, участники фестиваля ленд-арт, делали статичные композиции, на которые можно было просто приходить и любоваться, то у меня получилось другое. Я собрал лесной мусор - ветки, камни, тростник и выложил фигуру дракона. А потом набрал бамбуковых палок, которых там очень много валяется в траве, сделал колчан. Любой желающий мог взять из него бамбуковое копье и попробовать попасть в глаз дракону. Это занятие понравилось всем, кто там был. Туристы и художники из Германии, Франции, Италии сразу же столпились возле моей композиции и, как дети, начали метать в дракона копья. Их это так увлекло, что они долго не хотели расходиться. Копья легко втыкались в тростник, из которого был сделан глаз дракона, и это занятие вызывало бурю добрых эмоций.

- Сергей, а зачем швейцарцам в лесах создавать какие-то композиции?

- Швейцарцы - уникальные люди, они очень трепетно относятся к природе. Да и курортная особенность этой местности заставляет чем-то необыкновенным привлекать туристов. Ведь ничего подобного еще не было и нет ни на одном из курортов мира. Ленд-арт как эксклюзив поддерживается властями Гриндельвальда на государственном уровне. И художники со всего мира считают за честь побывать там и показать свое творчество.

- Как проходило твое время в Швейцарии, работали ли там еще кроме тебя художники из России?

- Утром просыпались в отеле, завтракали, обували резиновые сапоги, брали инструменты и уходили в горы. До вечера работали. Уставшие возвращались вечером в отель. А потом я брал фотокамеру и дотемна, пока хватало сил, бродил один по городу. Удивлялся укладу жизни людей, их радушию, идеальной чистоте. Кроме меня в Швейцарии работали четверо художников из Москвы и один из Томска. Было много иностранных художников, но они сами по себе создавали свой ленд-арт. А потом мы смотрели друг у друга работы, давали советы, учились.

- А как вы общались между собой?

- Я немного знаю немецкий язык, Питер - русский, там был переводчик. Но чаще понимали друг друга без слов. Ведь творческим людям достаточно посмотреть на работы, и все становится понятным. Достаточно было выразить эмоции.

- Чему особенному ты смог научиться в Швейцарии?

- Да много чему. Там очень бережно относятся к тому, что создано другими. Никто никогда не поломает композиции, поэтому их не охраняют. Там никогда не выбрасывают старые, казалось бы, ненужные вещи. Тазик, колесо, поломанную тележку выставят перед домом, украсят цветами, веточками, корягами и получается произведение искусства. Эта самобытность потрясает. Вот мы бы так жили! Швейцарцы очень любят то место, где живут. Я привез диплом, подтверждающий мой профессионализм в изготовлении такого необычного поделочного материала, как папирус. Мастер-класс давал сам Питер Хесс. Он брал старые газеты, книги, рвал на мелкие клочки, запаривал кипятком, варил долго и в результате получался папирус. Мастер выходил в сад, рвал траву, собирал листья, также варил, и из этой массы тоже получался папирус. Мы и представить себе не могли, что такой благородный, красивый материал можно сделать из бумажных отходов и травы.

- А что тебя поразило в швейцарских Альпах?

- Я поражался всему. Незнакомые люди при встрече улыбаются, здороваются, спрашивают, не нужно ли чем помочь. Там очень красивые композиции, выставленные у цветочных магазинов, никогда не убирают на ночь, и никто их не трогает. У входа в свой магазин в Яе я тоже пытался выставить два простых кашпо с обыкновенными цветами, но их сразу украли. Едем, например, по дороге, рядом цветочная галерея. Можно срезать, сколько нужно, цветов, деньги оставить на столе в коробочке, из другой - взять сдачу. И нет там никого, потому что никто не возьмет эти деньги.

- Сергей, а возможно ли применить полученный в Швейцарии опыт и знания у нас в Кузбассе, может быть, например, в Горной Шории, которую у нас называют второй Швейцарией?

- Я бы очень этого хотел. Думаю пока об этом. Но конкретных предложений по ленд-арту ни от кого не получал. В основном упражняюсь дома, украшаю дом, двор. По просьбе областной администрации снова готовлюсь в октябре представить кузбасскую выставку на "Золотой осени" в Москве. На этот раз там будет больше 200 участников, причем из разных стран. Даже американцы обещали приехать. Эскиз сделал. Что это будет, пока секрет. Но элементы ленд-арта там будут обязательно использованы. Надеюсь, что Кузбасс сможет вновь удивить всех участников выставки и москвичей своим эксклюзивом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах