aif.ru counter
2159

Кузбасские переселенцы. Зачем люди ехали жить в Сибирь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Кузбасс №38 20/09/2017
Когда-то устроиться в Сибири было непросто. Были ли люди счастливы, когда занимались конкретным делом?
Когда-то устроиться в Сибири было непросто. Были ли люди счастливы, когда занимались конкретным делом? © / Екатерина Волкова / АиФ

Крестьяне-переселенцы заселяли территорию современного Тяжинского района уже в XVII-XIX веках. Их хлеб периодически топило, замораживало или высушивало, но люди никуда из Сибири не уходили. Почему когда-то наши предки уходили жить в безлюдную глушь, а теперь их потомки рвутся в столицы? Об этом корреспондент «АиФ – Кузбасс» спросил у историка Олега Костюнина.

Место пусто не бывает

Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Олег Викторович, вы первый и пока единственный человек, который написал подробную историю Тяжинского района. Зачем она понадобилась небольшому району в Сибири?

Олег Костюнин

Олег Костюнин: Моя дипломная работа в университете была посвящена истории Тяжинского района. В неё вошло далеко не всё, а материалов накопилось так много, что возникла идея написать книгу. Около 20 лет я собирал архивные материалы, беседовал с людьми, читал старые газеты, и в 2008 году вышел первый том «Истории земли Тяжинской». Через год вышел второй, на очереди третий, думаю, не последний. Книга оказалась нужна. Её зачитывают в библиотеках, используют в школах, многие находят в ней истории своих прадедов.

Досье
Олег Костюнин родился в 1973 году в Грузинской ССР, в с. Мериа, в семье военнослужащего. С отличием окончил факультет истории и международных отношений КемГУ по специальности «историк-преподаватель». Работал на тяжинском молочноконсервном заводе машинистом водонасосных установок, учителем истории в вечерней школе, журналистом, преподавал в Тяжинском агролицее. Автор шести книг, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России. Сейчас работает пресс-секретарём главы Тяжинского района.
Когда я собирал материал, больше всего меня поразило, какой титанический труд стоит за тем, что мы сейчас имеем. Оказывается, известный на всю страну молочноконсервный завод по большому счёту строили женщины и молодёжь, траншеи под фундаменты копали вручную, стоя порой по колено в воде, снова и снова рыли котлованы, которые периодически обваливались... Работали и ночами при свете факелов. Большое советское сельское хозяйство требовало переработки, поэтому в Тяжинском районе решили перерабатывать молоко. Оборудование для завода везли из Германии, из Преображенской рощи на быках возили лес.

Знаменитый молочный завод строили женщины и молодежь.
Знаменитый молочный завод строили женщины и молодежь. Фото: Из личного архива/ Олег Костюнин

- Здесь веками была непроходимая тайга. Зачем люди селились именно здесь, а не поближе к крупным городам, к Новосибирску или Томску?

- По мере заселения Сибири оставалось всё меньше хороших земель, а на уже освоенных местах сибиряки-старожилы встречали новых потенциальных соседей зачастую неприязненно. Приходилось новичкам пядь за пядью отвоёвывать землю у леса. Свою роль сыграл и Московско-Сибирский тракт, проходивший как раз через село Старый Тяжин, - вдоль тракта была сосредоточена вся жизнь. Единственную трассу, связывающую сибирские территории, нужно было обслуживать. Местные жители неохотно занимались сельским хозяйством. Предпочитали уйти в извоз, принимать на постой обозников и торговать фуражом и ямщицкой оснасткой, а пришедшие новые люди брались за любой тяжкий труд. В первую очередь тогда стали развиваться сёла Тяжинское (сейчас Старый Тяжин) и Итат.

Сам посёлок Тяжин стали осваивать при строительстве железной дороги в 1890-х годах. Рабочие жили в землянках, которые потом прозвали «копай-городом» (он располагался на нынешних улицах Береговая, Чапаева и Заводская), - избы ставить было не на что и некогда. Первыми капитальными зданиями в Тяжине стали железнодорожная станция и водонапорная башня. Затем стали строить жильё, храмы, школы при них и другие социальные объекты. Тогда не было пенсионной системы, но существовали так называемые «мирские запасы» - общественный фонд, который включал в себя часть доходов всех людей, продукты питания. На них содержали одиноких стариков и немощных.

Жили счастливо

- Чего хотели тяжинцы в начала прошлого века и о чём мечтали? Уж наверняка они не хотели умереть от столбняка, без медицинской помощи, которая была в Томске, например...

- Люди жили обычными общечеловеческими ценностями - работать, обеспечивать своей семье пропитание.

Земля для крестьян была высшей ценностью, и люди ею обладали. Конечно, больницы после революции находились только в крупных селениях, но ведь другого не было, люди были к этому готовы. Крестьяне занимались самолечением. Когда не справлялись сами, обращались к местным знахарям, костоправам, повитухам. Правда, лечили последние специфично: наговорами, травяными настойками, таскали детей над куриным насестом. Неудивительно, что периодически в районе случались эпидемии оспы, холеры, тифа и туберкулёза.

- Как вы думаете, когда люди были более счастливы? Тогда, когда вовсе не было всех удобств цивилизации, или сейчас, когда всё это есть, но критерии счастья совсем другие?

- Думаю, в то время, когда не было засилья ненужной для жизни информации. Люди жили конкретным делом, тяжким трудом, на который уходили все силы. Некогда было размышлять. К примеру, крестьянин Игнат Бровар из Преображенки со своими четырьмя сыновьями славился своим кирпичом очень высокого качества: кирпич выходил без трещин, долговечный и прочный. Он поныне сохранился в старых русских печах. Строитель Петр Новиков строил дома и церкви. А крестьянин Мирошниченко однажды задумался повторить велосипед и сумел это сделать! Собрал его из подручных материалов на колесах от самопрялки. Когда «конструктор» проехал по деревне, ребятишки визжали от восторга, а односельчане самоделки опасались. Думаю, счастье и заключается в ясности цели и удовлетворении от результата своих трудов.

Истребили хозяина

- Очень многие деревни не только в Тяжинском районе, но и в других, мельчают и вовсе исчезают с карт. Деревня Абрамовка, Успенка, Беляковка, Васильевка - все эти названия остались в прошлом, в некогда богатых деревнях уже никого нет. Предприятия закрылись, люди разъехались. Каким вы видите будущее деревни и небольших посёлков?

- Успешное будущее у деревни может быть только аграрное, закреплённое переработкой, каким и было изначально. Конечно, есть люди, которые не видят никаких плюсов, живя в районе, но они есть: у нас чистейшая экология, вода и воздух. Возврат к исконному, мне кажется, и даст прирост. Когда-то крестьяне не думали, вырубать лес или нет, чтобы расчистить пашню. Не робея перед грандиозностью задачи, они брались за дело и вырубали, ощущая себя хозяевами земли. Однако советский период во многом истребил в людях это чувство - из «хозяев земли» в крупных совхозах и колхозах они превратились в наёмных рабочих.

Не просто было крестьянам отказаться от вековечных устоев единоличного хозяйствования. В душе они ещё долго оставались представителями особой деревенской цивилизации со своими традициями, культурой, жизненным укладом и особым видением мира. Труженики знали, что лес и река всегда дадут людям дичь и рыбу, родники будут поить их водой, а работящие руки обеспечат хлебом. А будет хлеб, будет и песня.

Мне кажется, что сейчас к земле люди возвращаются. В районе всё больше людей хочет заниматься своим собственным делом и видит в этом смысл. Есть хорошие примеры. Бывший механизатор и исконный крестьянин Михаил Кудринский 14 лет назад буквально с топором пришёл на пустое место в Преображенке, обустроил его и создал собственное крестьянско-фермерское хозяйство. Не имея ничего, кроме рук, он стал перебирать старую технику и в итоге вырос в рыбовода, овцевода, хлебороба, переработчика древесины с собственной пилорамой и лесовода! Он уверен, что землю надо миловать, и тогда она ответит щедрым урожаем. Сейчас пытается организовать в селе музей. Такие люди и есть точки роста, которые организуют вокруг себя жизнь.

Чествование передовика производства.
Чествование передовика производства. Фото: Из личного архива/ Олег Костюнин

Кстати
В Тяжинском районе сохранилось несколько дореволюционных зданий, историей которых сейчас тяжинцы могут гордиться. Среди них лавка купца Куцерова в Старом Тяжине, лавка купца Безрукова и храм Николая Чудотворца в Итате. Все они настоящие памятники ушедшей эпохи. Построены на секретном растворе, частично состоящем из яичных желтков и овса. Храм, построенный ещё в 1903-1907 годах, продолжают реставрировать. Строители оставили основание из каменных булыжников и рельсов с царским клеймом, а также скрытые специальные дымоходы за штукатуркой, проделанные, чтобы стены храма были тёплыми даже в сильные морозы.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах