АНЖЕРСКИМ жуликам, если так можно сказать, повезло. Теперь их будут временно изолировать от анжерского вольного общества с комфортом. ИВС, обустроенный самыми дорогими и современными материалами, бытовой техникой и электроникой, больше напоминает комфортабельный санаторий. Сюда можно экскурсии теперь водить. Камеры для новоселов зазывно сверкают кафелем, манят отглаженными простынями и вкусными обедами.
ВМЕСТО нар здесь теперь кровати, вместо традиционной "параши" - отгороженные санузлы с импортной сантехникой. Даже в одноместном карцере условия жизни вполне человеческие, такие, что и на воле сегодня не у каждого есть. Единственное неудобство - спальное место днем убирается, и обитатель карцера не может поваляться на кровати.
Начальник отдела организации капитального строительства УВД Кемеровской области Лилия Крашакова, руководившая строительством комфортабельного ИВС, с гордостью говорит, что аналогов этому изолятору по технической оснащенности в Сибири никогда не было и нет. Да и в европейской части России подобных - единицы. Ведь в основном ИВС все старые и находятся в плачевном состоянии. А в Анжеро-Судженске прежний изолятор, отслуживший больше пяти десятков лет, пришел в полную негодность и по требованию начальника ГУВД и прокуратуры был закрыт. Деньги на новостройку из федерального бюджета - больше 55 млн рублей - удалось получить только с помощью губернатора. Пока около трех лет ИВС строился, анжерских жуликов приходилось расселять по окрестным изоляторам, например, в Яе. Теперь бытовые условия обитателей анжерского изолятора соответствуют всем международным нормам, записанным в конвенции по правам человека. На каждого задержанного предусмотрено четыре квадратных метра жилой площади. В камерах стоят баки со свежей водой, тумбочки, мебель, радиоприемники. Немало удивительных технических новинок использовано в новом ИВС для удобства проведения следственных мероприятий. К примеру, есть комната для опознания свидетелем подозреваемого со стеной, прозрачной с одной стороны и непрозрачной с другой. Т. е. свидетель опознаваемого видит, а тот его нет. Это новшество в Кузбассе использовано пока только в анжерском ИВС. Предусмотрена комната для свиданий, где подозреваемый может общаться с близкими через стеклянную стену и переговорное устройство, а те могут оставить ему передачу - до 35 кг продуктов на десять дней. Многое из того, что бросилось в глаза во время экскурсии по новому ИВС, было удивительным не только для такого учреждения. В кабинетах для всех работников изолятора стоят компьютеры, связанные локальной сетью. Для ИВС закуплены импортные посудомоечные машины, двухкамерные холодильники, электропечи, отделана комната отдыха с плазменным телевизором, душевые комнаты - все эти яркие штрихи не могут не впечатлять.
Я не удержался, чтобы не спросить у работников ИВС: "Сколько же будет в сутки стоить налогоплательщикам содержание одного узника изолятора?" Конкретного ответа никто в этих стенах не дал. Один из начальников уклончиво начал считать, загибая пальцы: "Трехразовое высококалорийное питание, услуги прачечной, коммунальные, охранные расходы, электроэнергия, зарплата работников... Наверное, не меньше тысячи рублей в сутки федеральному бюджету должно обойтись содержание каждого задержанного".