У СОЗДАТЕЛЕЙ первого кузбасского судна на воздушной подушке пока одни долги. На воплощение мечты ушло немало денег. Зато теперь они, без преувеличения, могут летать.
С ЧЕМ сравнить судно на воздушной подушке - со снегоходом, вертолетом, пневмоходом, снегоходом? Не получится. Это совершенно другой вид транспорта, почти фантастический, ведь на нем можно летать и в то же время двигаться по земле. Двигатель здесь стоит от снегохода "Буран". Он позволяет лодке разгоняться до 70 км в час. Работает на 80-м бензине. Запас хода - до 600 км. Показывая возможности судна на воздушной подушке, один из его авторов Андрей ШИНКАРЕНКО с берега, лихо прибавив газу, уже продолжает движение по реке. Он сам несколько раз выходил на льдину на середине Томи, хотя секунд 40 назад заводил мотор на берегу. И это одно из достоинств нового транспортного средства: оно может стать основным средством спасения людей во время паводков, ледохода. Если с лодкой спасателям и спасаемому надо проявлять чудеса эквилибристики, чтобы не свалиться в воду со льдины, то на воздушной подушке можно на эту самую льдину заехать, выступай она над водой хоть на 20 см. "Мы хотели сделать то, что никто не делает, - говорит Андрей Шинкаренко. - И у нас получилось".
Но делали лодку все же для себя, как рассказал другой ее создатель Диамар КУКУШКИН: "Мы любим рыбалку. А по горной речке вверх порой можно забраться только на вертолете или пешком. Так что решение создать средство передвижения на воздушной подушке вполне объяснимо. Оно может примерно с одной скоростью двигаться по суше и по воде, преодолевать перекаты. А с выключенным мотором на нем можно сплавляться, как на обычной лодке. И первый одноместный образец из фанеры мы построили в 2005 году".
Потом начались поиски инвестора, изучение технологий, стремление к созданию повторяемой модели. Благо, за рубежом это почти бытовое средство передвижения, и в Интернете о нем достаточно написано. На все ушло четыре года. Зато теперь стеклопластиковый корпус судна любого цвета умельцы могут изготовить за три дня, ничем не хуже заводского, и дают гарантию, что следующие и следующие аппараты будут точной копией этого, если они не придумают что-то усовершенствовать.
Кажется, что кругом кризис, а люди нашли чем заняться - сделали средство передвижения, аналогов у которого нет в здешних местах, нашли себе дело увлекательное и перспективное. За океаном такие лодки в пересчете на наши деньги около миллиона стоят.