Разбираясь, за что с нас берет деньги управляющая компания, вдруг обнаружил, что в бухгалтерии от потребленного количества электроэнергии отнимают уже оплаченное, а остальное пропорционально раскладывают на всех. Получается, что за тех, кто не платит, добросовестные жильцы платить должны? Такую формулу мне в нашем РЭУ дали на официальной бумаге. Как такое возможно? К. Рыбников, Кемерово
В КЕМЕРОВСКОМ МАУ "Жилкомцентр" нас заверили, что "прибавку", начисляемую к сумме за потребленное электричество, воду, газ, отопление, каждый горожанин, обитающий в многоквартирном жилом доме, обязан оплачивать вместе со своими соседями. Например, электричество, поступающее в дом, идет через один общий счетчик, а потом расходится по квартирам, на лифт, к фонтанному насосу, в подвал и т. д. Показания счетчика внутри квартиры каждый оплачивает сам. А разницу в показаниях всех внутриквартирных и общего счетчиков оплачивают собственники помещений в складчину (пропорционально уровню потребления). Соответственно, жильцы оплачивают и все утечки, которые есть в доме: прорвало трубу, затопило полподвала - пролившиеся тонны воды оплатят жильцы. И даже Верховный Суд РФ такое положение дел считает законным.
Конечно, за затопленный подвал потом можно взыскать деньги с управляющей компании. Если будет доказана вина ее работников, которые недоглядели, решение, возможно, будет в пользу собственников.
Двойную плату управляющие компании со своих клиентов брать не могут за лифт, например. На него же электричество идет через общий счетчик. Но, как нам разъяснил технический директор ОАО "Кузбассэнергосбыт" Александр МИХАЙЛИШИН, объем электропотребления лифта вычитается из показаний общедомового счетчика. За эту энергию лифтовое хозяйство платит самостоятельно на основании договора с поставщиком электроэнергии.
Естественно, воровать или хитрить с подачей данных со своих счетчиков могут и сами собственники жилых и нежилых помещений. Здесь дело не только в количестве похищенных ресурсов. У управляющих компаний есть одна цель: собрать плату с собственников. Чем она больше, тем лучше. И главный смысл работы управляющей компании теряется, когда за все утечки платят сами собственники. Хода в подвал нет никому, кроме сантехников из РЭУ. Рядовые жильцы понятия не имеют, капает там что или нет, хорошо ли подвал утеплен, выключается ли там свет. Обо всем этом они догадываются, получая квитанцию в кассе. Заботиться о подвале управляющая компания должна - это прописано в договоре, также она должна бороться с утечками и бережно расходовать энергоресурсы. Но все оплачено! Так зачем беречь?
Вот тут и сидят корни проблемы: управляющую компанию надо заставить работать и исполнять свои обязательства. Это признают все, вплоть до органов власти, призванных контролировать эти управляющие компании. Пресс-секретарь Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Кемерова так и прокомментировала ситуацию: "Очевидно, что хорошая работа исполнителя зависит в первую очередь от требований и активности потребителей". Но на практике каждый может убедиться, что один он в поле не воин. В кассе правдоискателю на любой вопрос о суммах в квитанции обязательно скажут, чтобы он своими глупыми вопросами не отвлекал людей от работы. Заместитель директора никогда не раскроет название фирмы, которая поставляла необходимые материалы по заоблачными ценам. Директор не найдет времени, чтобы принять и выслушать. И уж точно никто из жильцов наверняка не знает, доходят ли деньги за воду или электричество по назначению. Александр Михайлишин признает, что и ОАО "Кузбассэнергосбыт" сталкивается с нежеланием некоторых управляющих компаний заключать договоры на электроснабжение, а растягивание процедуры влечет за собой задержку платежей. В некоторых случаях приходится обращаться в суд с иском о взыскании задолженности. "К сожалению, среди управляющих компаний есть недобросовестные плательщики", - отметил Александр Михайлишин, отвечая на вопрос, все ли УК оплачивают электроэнергию своевременно.
Собственники разобщены, в том их слабость перед одной командой - управляющей компанией. К счастью, по словам Ирины ГАЙДЕНКО, заместителя начальника департамента по развитию жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, коммунальщики своим нанимателям (коими являются собственники квартир и нежилых помещений) ежегодно должны давать отчет о расходах и обязаны доказывать необходимость понесенных расходов, в том числе по завышенным расценкам. Тут самое время собственникам проявить настойчивость и не тушеваться. "Люди должны более активно участвовать в процессе управления домом, постоянно требовать от управляющей компании отчета о результате работы, контролировать выполняемые работы и оказываемые услуги. В случае неудовлетворительного качества оказываемых услуг собственники вправе в любой момент переизбрать управляющую компанию", - рассказала нам Ирина Гайденко.
Свои плоды приносят и обращения в областную администрацию по поводу деятельности управляющих компаний. В Новокузнецке, Топках, Юрге, Белове некоторых коммунальщиков уже проверили департамент цен и тарифов, ОБЭП, прокуратура. К сожалению, о результатах этих проверок ничего узнать не удалось.
В Кемерове централизованные проверки деятельности управляющих компаний проводят представители МАУ "Жилкомцентр", но только в отношении тех средств, которые поступают в компании из бюджета, либо в отношении тех домов, где есть муниципальные помещения.
Получается, что, даже пройдя реформу ЖКХ, длившуюся с десяток лет, мы все равно пришли к противостоянию "гражданин - обслуживающая организация".