Писатель Александр АРТЕМЬЕВ многое в своей жизни считает делом случая: что живет в Кузбассе, что пишет книги про самолеты, хотя всю жизнь проработал автомобилистом, что сам не стал летчиком. Но вот, что нет в Кузбассе сегодня ни пилотов, ни своих самолетов - это, по мнению писателя, не случайно.
- Александр Александрович, вы написали несколько книг о гражданской авиации, которые сейчас в российских летных училищах даже используются как учебные пособия. Почему выбрали именно такую тему?
- Сейчас курсантам Ульяновского и Бугурусланского училища читают на первом курсе вводную часть моей книги. Говорят, хорошо, что не надо выбирать и копаться в журналах, подготавливать доклад. Советовали даже одну главу написать, чтобы им еще проще было: классификацию самолетов.
А авиацией я увлекся давно, материалы собирал с детства, можно сказать. Всю жизнь собирал вырезки из газет, из журналов, записывал все, что становилось известно, на выставки международные до сих пор езжу. В юности готовился поступать в Бугурусланское летное училище гражданской авиации в Оренбургской области. Но после армии по возрасту не прошел. А в Кемерово я приехал по совету товарища после окончания института в Хабаровске. И вот здесь я живу с 1967 года.
Однажды мне чуть было не посчастливилось стать бортмехаником. Я тогда уже поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации, и на пятом курсе мне нужно было устраиваться на постоянную работу по специальности. А командиром Кемеровского летного отряда был Иван Блохин (единственный в области был заслуженный пилот СССР). Он взял меня работать в Кемеровский авиаотряд. Как раз шел набор экипажей на только появившиеся у нас самолеты Ан-24 и Ан-26. Мне повезло немного: меня зачислили на курсы подготовки бортмехаников, чтобы потом включить в экипаж. Но тут снова случай помешал. В марте новый Ан-26 летел техническим рейсом из Красноярска, начал садиться в Кемерове, и у него не вышла левая стойка. Он крутился-крутился и сел брюхом на снег. Из-за этого происшествия новосибирское начальство решило, что кемеровских экипажей не будет - только новосибирские. Я и ушел оттуда, на земле долго не проработал.
- А почему вы хотели стать летчиком?
- Раньше клич был: "Все на самолеты!", это конец 50-х годов. А потом все хотели стать химиками, когда Никита Хрущев сказал, что в ленинском определении коммунизма к электрификации нужно прибавить химизацию всей страны. Народ повалил на химию. У меня жена химик. Сейчас модно быть экономистом или юристом.
Наши все развалили
- Почему же сейчас интерес к небу, к авиации угас?
- Я считаю, что это дело чисто политическое. Когда послушаешь конструкторов на выставках международных, становится ясно, что ставку на развитие авиации власти больше не делают. У нас политики все сейчас превратили в деньги и делят их, как им самим угодно. А на самолеты денег не дают.
- А частные владельцы самолетов и вертолетов у нас в Кузбассе есть?
- Не знаю наверняка. Но в Кемеровском аэропорту нет своей авиации. В Новокузнецке базируются самолеты и вертолеты, а в Кемерове нет. Было три эскадрильи, Ан-2, Ан-24 и даже Ту было три самолета, которые передали из Новосибирска, и два грузовых Ил-76. А потом начали все продавать. Почему? Посчитали, что невыгодно держать самолеты. Лучше сшибать деньги за пользование полосой, если кто садится. Нет денег - лети дальше. А Новокузнецк как-то выдержал это.
- Если судьба авиации в Кемеровской области, можно сказать, была трагичной, можно было бы про нее книгу написать?
- В Ленинске-Кузнецком был когда-то сильнейший аэроклуб, там даже реактивные самолеты были - Як-32 и Як-30. Когда были соревнования, они оттуда прилетали. И там нет ничего теперь. Вообще сильно развита у нас авиация была, когда был Владимир Мартемьянов (летчик-спортсмен, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу 1966 года, заслуженный мастер спорта СССР). Вот тогда кемеровский аэроклуб гремел. А после его гибели все заглохло.
И одних аэродромов у нас закрыли штук пять-шесть: в Мариинске был аэродром, в Тисуле, в Александровском, в Анжеро-Судженске. И из Кемерова летали Ан-2 по городам. Пассажиров была уйма. Билет на самолет стоил 2 рубля. В Новосибирск шесть рейсов летало. Причем из Новосибирска в Кемерово, бывало, не улетишь. Я брал билет из Новосибирска до Томска, а уже оттуда в Кемерово.
Авиатор есть, но самолетов не будет
- Вы бы хотели, чтобы в Кузбассе была развита авиация?
- Хотел. Давно хотел. Я даже иногда думал: есть же школы математиков, есть школы физиков, почему не создать школу с авиационным уклоном? Была бы школа такая, как в Краснодаре, Жуковском.
- Авиацию сейчас, наверное, опережает железная дорога. Она тоже возит грузы и людей.
- А вот у железнодорожников и школа есть в Кемерове, и детская железная дорога. Ну это благодаря Аману Тулееву, он сам железнодорожник. А вот авиационного профиля нет. Хотя у авиации есть будущее, я считаю. Я даже в книге написал, что надеюсь на возрождение. Был же "золотой век" Аэрофлота. Когда появились Ту-114, Ан-10, Ан-12, и билеты были дешевые - дешевле, чем на поезд. Начали проекты самолетов появляться на 1200 мест. Но Советский Союз развалился.
- Так может возрождение авиации начаться в Кузбассе? Что называется, с белого листа?
- Я знаю, что в Юрге есть один человек - собирает самолеты. По его словам, он даже обращался в обладминистрацию, чтобы ему помогли в этом деле, хотел секцию для детей организовать. Но ничего у него не вышло. Сейчас что-то про того юргинца ничего не слышно.
А вообще, давайте посмотрим. В одном Кемерове сколько заводов закрылось. Промышленность лежит на боку. Какая там авиация? Не спасли промышленность, а вы про авиацию. Кузбасс пока живет только за счет угля. А на самолетах уголь возить не будем.