Скоро выпускники школ сдадут все ЕГЭ и с результатами отправятся в вузы. О том, как повлияло введение ЕГЭ на подготовку школьников, рассуждают ректоры высших учебных заведения Кемеровской области.
Евгений ЕЩИН, ректор Кузбасского государственного технического университета:
- С введением единого государственного экзамена в СМИ была некая нервозность, что сейчас вузы наберут студентов, а они ни писать, ни читать не умеют. Что получилось? К нам абитуриенты идут из одних и тех же источников, что и раньше, - из школ, которые нас окружают. И независимо от формы сдачи экзаменов качество образования не изменилось. Мы анализировали потоки отчисленных по результатам первой сессии в разные годы, т.е. кто поступал по результатам ЕГЭ и кто поступал, сдавая традиционные вступительные экзамены. И получилось, что они практически не изменились. Поэтому говорить, что ЕГЭ негативно сказался на уровне подготовки абитуриентов, нельзя.
Юрий КЛЕЩЕВСКИЙ, ректор Российского государственного торгово-экономического университета (Кемеровский институт):
- По итогам первой сессии студенты, которые поступили в вуз на основании ЕГЭ, показали результаты гораздо более высокие, чем те студенты, которые поступали несколько лет назад. Особенно по математике. Но мы говорим о тех студентах, которые поступали в вуз на конкурсной основе, а не по контракту. Такие показатели - следствие того, что в вуз абитуриенты поступали с высокими баллами ЕГЭ.
Владимир ЮСТРАТОВ, ректор Кемеровского технологического института пищевой промышленности:
- На мой взгляд, конкретно единый государственный экзамен на качество подготовки абитуриентов практически не влияет. Другой вопрос: стало ли хуже само качество образования? Отвечу, что оно все время падает, с каждым годом становится все хуже и хуже.
Валерий ИВОЙЛОВ, ректор Кемеровской государственной медицинской академии:
- К сожалению, в прошлом году по итогам первого семестра мы имели на 50% больше отчислений по сравнению с другими годами. Но ЕГЭ к этому имеет косвенное отношение, т. к. студенты покидали вуз по собственному желанию, хотя поступали они с высокими баллами. Это говорит о том, что ребята выбрали не свою профессию. Они поступают в вуз и окунаются в сложности нашей учебы, организации учебного процесса, неприятности, которые есть, начиная от запахов, видов и т. д. Поэтому "случайные" люди, которые к нам приходят, со временем уходят. Второй момент - отсев студентов увеличился за счет контрактников.
Сергей РЕДЛИХ, ректор Кузбасской государственной педагогической академии:
- Есть статистически проверенная нами информация, что на третьем курсе обучения в вузе нет значимой связи между результатами ЕГЭ и успешностью обучения. Поэтому ЕГЭ как показатель качества образования очень спорен. Ну а что касается нашего вуза, для педагогического образования очень важна педагогическая одаренность, человек должен уметь работать с людьми. А технология ЕГЭ определить ее не позволяет.
ЕГЭ, на мой взгляд, это инструмент выкачивания всего самого лучшего из регионов и в принципе дорога к деградации... Потому что все самые лучшие абитуриенты уезжают учиться в ведущие вузы страны и, как правило, обратно не возвращаются. И еще одна волна: минуя ведущие вузы, наши ребята направляются учиться за границу и тоже не возвращаются. Поэтому есть большая опасность понижения уровня образования регионов.
Кстати, за последние десять лет ни один аспирант, посланный нами в ведущие вузы, не вернулся обратно.