КОТИРОВКА вузов у многих абитуриентов идет по следующим критериям: на первом месте - престижность диплома, на втором - культурно-развлекательная программа в процессе обучения ("Студвесна", КВН и т. п.). Далее следуют: "на что у родителей хватит денег" и "лишь бы диплом получить". А на что работает тогда профориентация в школах?
ПО СЛОВАМ Тамары Титовой, заместителя главы комитета образования и науки администрации Новокузнецка, в городе успешно реализуется переход на профильное обучение. Ребята определились с выбором предметов для госэкзамена и готовятся к поступлению в вуз. Но родители констатируют, что их дети мало связывают выбираемый профиль обучения с будущей профессией. Большая часть идет учиться туда, где легче. Выбор предметов ЕГЭ, которые предстоит сдавать уже через пару месяцев, тоже определяет у многих не профессия, которой предстоит учиться, а реальные шансы на успешную сдачу экзамена. А примеры, когда конкретное предприятие проводит отбор своих будущих работников еще со школьной скамьи, знакомит с профессией и помогает им получить образование с гарантированным рабочим местом, пока единичны. Но ведь это и есть истинная профориентация. Школы же о завтрашнем дне своих учащихся заботятся, мягко сказать, своеобразно. Для них главными являются официальные показатели. Образовательные учреждения, которые на словах делают все ради формирования будущей успешности своего ученика, на деле отчитываются только о проценте поступления выпускников в вузы. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования школами рассматриваются как вариант для тех, кто плохо учится, либо кому не удалось поступить в вуз. Как отметил представитель новокузнецкого горно-электротранспортного колледжа, при попытках встретиться со школьниками администрация образовательных учреждений дает училищам и техникумам отказ под любым предлогом.
Александр Конев с профессией определился еще в девятом классе. Сам выбрал себе техникум и пошел учиться. Когда забирал документы из школы, по его словам, наслушался многого. "Меня, - рассказывает молодой человек, - убеждали в том, что в техникумы идут дебилы и неудачники, а мне надо поступать в институт, что я своим решением подвожу свой класс, что я ломаю себе жизнь". Через три месяца Александр получает диплом, уже имеет на руках направление на рабочее место и мечтает поступить в СибГИУ. Однако для получения высшего образования ему теперь тоже необходимо сдавать ЕГЭ на общих основаниях. Вспомнить курс средней школы, который он по программе ссузов изучал 1,5 года назад, настолько, чтобы успешно пройти тестирование, и при этом готовиться к дипломированию, практически нереально. " Я, - говорит Саша, - нашел близкие по профилю специальности, на которые можно поступать, минуя единый госэкзамен, но это только на коммерческой основе". Получается, что и вузы в студентах, которые идут за профессией, а не за дипломом, не заинтересованы.
Пример Александра на практике показывает, что существующая сегодня система образования нацелена преимущественно на получение образования, т. е. обслуживает сама себя. Родители на почве поступления в институт доводят своих чад до неврозов, потом в поисках работы мечутся вместе со своими детьми. А отделы кадров предприятий уже сейчас предсказывают кадровый голод, когда за воротами будут толпы людей с дипломами и единицы специалистов. Вот только на местном уровне в корне переломить ситуацию невозможно. Школы могут содействовать поступлению своих учеников в училища и техникумы, где дают профессию, но тогда они снизят один из своих показателей оценки качества работы - "поступаемость" выпускников в вузы. А это напрямую отразится на их зарплате.