Наталья Поварич - преподаватель экономики в женской губернаторской гимназии, в прошлом году стала лучшим учителем Кемеровской области и вошла в число 15 лучших учителей страны. Наталья Александровна работает в системе образования уже 13 лет.
- Наталья Александровна, сейчас в начальных классах детям преподают экономику, информатику. Дети стали слишком загружены?
- В этом году мой сын пошел во второй класс. Опасность того, что ребенок будет перегружен и ему будет тяжело в школе, существует. Но, с другой стороны, мы не должны забывать, что дети сейчас другие: они быстрее соображают, способны "переварить" больший объем информации. Я наблюдаю за своим сыном и вижу, что он справляется, ему интересно. Потому что он - ребенок своего времени, и отказаться от информатики, экономики или английского невозможно, иначе он будет не готов вступить в жизнь. Кстати, у ребенка остается много свободного времени - он успевает заниматься спортом, гулять, шалить.
Интернет помогает в обучении
- Сегодня почти у каждого школьника есть компьютер, подключенный к Интернету. И это безусловно влияет на образование: он может зайти в Сеть, скачать реферат или доклад, а не сидеть в библиотеке и добывать информацию. Как вы к этому относитесь?
- Здесь все зависит от преподавателя. Если ребенок просто скачал реферат из Интернета и принес его преподавателю - такая работа оцениваться не должна. Но если ребенок использовал информацию из сети, умело ее систематизировал и привел в надлежащий вид, которого требовал учитель, то почему бы и нет? Кроме того, у учителя и ученика с появлением Интернета появилось больше возможности для общения. Это электронная почта и даже банальная социальная сеть "Одноклассники". У детей есть возможность увидеть преподавателя с другой стороны - как личность, как человека. И, следовательно, больше ему доверять. А у учителя появляется возможность увидеть ребенка не из кабинета, а как маленького человечка со своими взглядами, своими интересами. Например, если у меня нет возможности пообщаться с кем-то из учеников в школе, а у них есть вопросы, можно написать мне в "Одноклассники", и я отвечу, помогу ему разобраться в теме.
- На ваш взгляд, что должен сделать учитель, чтобы ребенок с удовольствием приходил на его уроки и учеба не была для него в тягость?
- Недавно моя ученица задала вопрос: "Какое у вас образование?" И я ответила, что экономическое и педагогическое. На что она мне сказала: "А я думала, что вы актриса". Для меня это был огромный комплимент. Учиться детям интересно только в том случаем, если учитель им интересен как личность, интересен предмет. А достичь этого можно, используя разные формы работы. Казалось бы, экономика - это сухая наука. Но ничего подобного. Мы проводим деловые игры, моделируем различные реальные ситуации. И когда дети становятся участниками этих ситуаций и пропускают все через себя, они понимают, как это работает в жизни, и готовы познавать то, что им пригодится. Самое главное - не учить их чему-то, а научить учиться, самим добывать знание.
У учителя есть возможность зарабатывать
- Несколько лет назад поменялась система оплаты труда учителей. Как вы считаете, этот способ оплаты более справедлив?
- Как только ввели новую систему оплаты труда, многое изменилось. Раньше была определенная уравниловка: люди работали больше, а получали как все. На сегодняшний день у каждого учителя появилась возможность творить, заниматься исследовательской работой с детьми, участвовать в конкурсах, делиться опытом, публиковать свои статьи в журналах. И, на мой взгляд, это хорошо. Потому что через такие формы работы совершенствуется учитель и за это еще получает дополнительные деньги. Сегодня учитель может зарабатывать, причем очень неплохо.
Тем учителям, которые просто выполняли свои прямые обязанности - проводили уроки, заполняли документацию - и их это устраивало, стало сложнее. Видеть, как их коллеги зарабатывают в два, а то и в три раза больше, обидно. Люди тщеславные и амбициозные начинают работать в творческом направлении. Учитель из любого предмета может сделать маленькое шоу. А дети будут его участниками. Им это интересно.
ЕГЭ закаляет
- Каково ваше отношение к единому государственному экзамену?
- ЕГЭ необходим, сегодня он дает возможность реально оценить знания детей. Если год назад задания были действительно сложные и даже у нас, преподавателей, возникали вопросы - кто их составляет и для кого, то сейчас вопросы строят адаптированно к возрасту детей и школьной программе. Если ребенок действительно занимался, посещал уроки, выполнял домашнюю работу, то он сдает экзамен без проблем. И наши дети сейчас закаленные, они понимают, что все зависит только от них. Время, которое дается на выполнение задания, достаточно и для ученика, который работает медленно, и для ребенка, который работает быстрее.
- Последние два года колледжи, техникумы не испытывают нехватку желающих получить среднее профессиональное образование. Не ЕГЭ ли всему виной?
- Мне кажется, ЕГЭ - это как раз решение вопроса нехватки рабочих кадров. Слишком много желающих получить высшее образование. Но порой это люди, которые в школе занимались очень слабо. И в результате мы получаем специалистов, которые и в вузе занимаются так же. Они получают диплом, но при этом крайнее низкую подготовку. И это проблема. Ведь никто не захочет пойти к врачу, который получил диплом, но не знает, как применить его на практике. ЕГЭ позволяет людям, которые не могут учиться по каким-то причинам, получить профессию, в которой рынок труда сегодня нуждается. Кто готов, пусть получает высшее образование. Кто не готов, пусть получает среднее профессиональное и работает по рабочим специальностям. В свое время я тоже получила среднее специальное образование, закончила профессиональное училище. По результатам аттестата могла бы поступить и в вуз, но мне хотелось быстрее получить профессию и стать самостоятельной. И я стараюсь привить своим ученикам, что ничего зазорного в этом нет, можно закончить училище или техникум, а потом, если будет желание, получить высшее образование. Если нет, то получаете рабочую профессию и живете нормальной жизнью, зарабатывая деньги для себя и своей семьи.